Выставка Захи Хадид в Палаццо Франкетти

Выставка в память о Заха Хадид в Palazzo Franchetti

Выставка в память о Заха Хадид в Palazzo Franchetti

В память о Захе Хадид, посвятившей свою жизнь архитектуре и дизайну, Fondazione Berengo проводит ретроспективную выставку ее работ в старинном здании Палаццо Франкетти – главном корпусе Института наук, литературы и искусства, расположенном на Гранд-Канале в Венеции.

Выставка Захи Хадид в Палаццо Франкетти

Площадь Сан Стефано, Венеция, Италия

с 27 мая по 27 ноября 2016

На выставке, совпавшей в этом году с Венецианской архитектурной биеннале, представлено множество оригинальных картин, чертежей и макетов из архива Захи Хадид, динамизм и мастерское исполнение которых переданы современными средствами медиа, включая фотографии и фильмы.

Через проекты Хадид – уже построенные, или находящиеся на стадии строительства, завершенные, или оставшиеся нереализованными - новаторство и исследование раскрываются, как основные принципы, которые вдохновляли и определяли работу компании Zaha Hadid Architects.

В начале своей карьеры Хадид всерьез интересовалась экспериментами русского авангарда, исследуя такие композиционные приемы как фрагментация, слоистость и пористость, которые угадываются во всех ее проектах. На выставке, в том числе, представлены и ранние работы, например, Malevich’s Tektonic («Тектоник Малевича», 1976-77) – мост через Темзу, выпускной проект Хадид в лондонской школе Архитектурной Ассоциации. Также выставлены следующие проекты: Peak Club в Гонконге (1982−83, нереализован), Hafenstrasse в Гамбурге (1989, нереализован), Здания на Трафальгарской площади в Лондоне (1985, нереализован), план Виктория-сити в Берлине (1988, нереализован) и здание Оперного театра в Кардифф Бэй (1994−95, нереализован).

Peak Club проект Zaha Hadid Architects

Peak Club проект Zaha Hadid Architects

Заха Хадид так рассказывала о проекте Оперного театра в Кардифф Бэй: «Мы одержали победу в конкурсе, но результаты были аннулированы, тогда нам пришлось повторить состязание, и мы вновь победили. Однако в итоге финансирование проекта было отменено. Мы были совершенно опустошены. Стоит заметить, что в то время, с 95-го и до конца девяностых, мы участвовали во множестве конкурсов, но ни одного не выиграли. На нас словно стояло какое-то клеймо, хотя все проекты были хорошо проработанными, мощными и интересными по своей сложности. Они все сочетали в себе одновременно строгость и мягкость, они были элегантными и решаемыми с точки зрения реализации. Возможно, сейчас я что-то бы в них поменяла, но тогда эти невоплощенные проекты стали началом наших экспериментов, они были важны для формирования нашего портфолио и привели к созданию выдающихся проектов, которые мы реализуем сегодня».

the Cardiff Bay Opera House

The Cardiff Bay Opera House, Zaha Hadid Architects

Хадид так описывала процесс работы: «Мои картины действительно изменились тридцать лет назад, я осознала, что для наших исследований архитектурные чертежи требуют гораздо большего искажения и фрагментации, и это конечно сильно влияло на результат. Метод, который тогда применяла наша студия в создании чертежей и изображений макета, привел нас к новым восхитительным открытиям. Иногда мы даже не знали, чем закончится эксперимент, но мы были уверены, что в конечном итоге получим хоть что-то, что поможет усовершенствовать проект. На то, чтобы рисунок стал моделью, а затем воплотился в готовом здании, могло уйти лет десять. И весь этот путь, на мой взгляд, захватывающий и непредсказуемый. Например, раньше я использовала штриховые линии в своих чертежах. Затем был создан аналогичный по исполнению бороздчатый макет, который воплотился в дизайне Национального музея искусств XXI века. Вот так простая идея становится истоком долгого путешествия».

MAXXI Museum, Zaha Hadid Architects

MAXXI Museum, Zaha Hadid Architects

«Создание чертежей происходило медленно, поскольку требовало нечеловеческой концентрации и точности. В процессе рисования приходили идеи: новый чертеж накладывался поверх старого, тщательно прорисовывался и снова перерабатывался; любое искажение в рисунке могло привести к искажению в самом здании. К примеру, кривизна в рисунке могла привести к появлению нежелательной выпуклой части постройки. Здание воспроизведет ваш чертеж детально и буквально», - говорит Хадид.

Причинно-следственные связи между всеми проектами Захи Хадид можно проследить в сопоставлении ее ранних и зрелых дизайнерских проектов, таких как, например, главное здание BMW в Лейпциге (завершено в 2005-м), а также, если условно объединять все ее проекты в группы по типу, композиции, географии и хронологии.

Три проекта, знаменующие вехи в карьере Захи Хадид представлены в отдельном зале. Пожарная станция Vitra (завершена в 1993), стала первым завершенным проектом студии Zaha Hadid Architects, Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати (завершен в 2003-м) принес Захе Хадид Притцкеровскую премию в 2004 году. И наконец, Национальный музей искусств XXI века в Риме (завершен в 2009-м), предвосхитил начало эры компьютерного дизайна.

Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, Zaha Hadid Architects

Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, Zaha Hadid Architects

Фотографии Элен Бине, отображающие всю целостность и мощь проектов Хадид, также можно увидеть в специально отведенном зале. Одними из первых снимков Бине стали фотографии пожарной станции Vitra, сделанные в 1992 году. Впоследствии она фотографировала многие проекты фирмы Zaha Hadid Architects, включая морской терминал в Салерно, начавший работу в апреле этого года.

Port House в Антверпене © Helene Binet | Zaha Hadid Architects

Port House в Антверпене © Helene Binet | Zaha Hadid Architects

На выставке представлены все незавершенные на сегодняшний день работы Zaha Hadid Architects, включая проекты, которые будут закончены в этом году. Здание администрации порта Антверпен было открыто 22 сентября. Новый дизайн сохраняет архитектуру почти столетней заброшенной пожарной станции, но превращает постройку в штаб-квартиру порта. Научно-исследовательский центр короля Абдуллы (KAPSARC) в Эр-Рияде – это некоммерческая организация, которая объединяет специалистов со всего мира для исследования и решения вопросов энергетики на благо общества и окружающей среды. Работа над офисом KAPSARC будет завершена уже в октябре, здание построено в соответствии с международными стандартами проектирования LEED, что гарантирует комфортные условия труда сотрудникам центра и сократит объем природных ресурсов, расходуемых на его поддержание. Галерея математики Лондонского музея науки откроется в декабре. Выставка нового формата покажет, как математики, их методы и идеи сделали мир таким, какой он есть. В экспозицию, в том числе, включены чертежи, исследования рельефа и макет жилого дома в парке Хай-Лайн в Нью-Йорке, который планируется завершить в начале 2017 года.

Галерея математики Лондонского музея науки, Zaha Hadid Architects

Галерея математики Лондонского музея науки, Zaha Hadid Architects

Исследования CODE используют все потенциальные возможности в рамках междисциплинарного сотрудничества со многими квалифицированными архитекторами, инженерами, осуществляемые с использованием новых цифровых методов производства, и вместе с Zaha Hadid Architects создают глобальное исследовательское пространство, которое дает возможность многочисленным талантам подпитывать друг друга.

«Вклад компьютеризации в архитектуру просто невероятен, теперь работы над интерьером и экстерьером здания выполняются с куда большей точностью. Мне потребовалось двадцать лет, чтобы убедить коллег делать трехмерные макеты, пока они пытались изобразить на бумаге сложнейшие перспективы, а сейчас все работают исключительно в 3D формате, но этого недостаточно! Любой план все равно требует чертежа», - поясняет Хадид.

Адриано Беренго, глава Fondazione Berengo рассказывает: «Посетители выставки получат полное представление о новаторском видении Захи Хадид, которое определило архитектуру и дизайн XXI века и захватило воображение всего мира. Хотя я работаю в сфере искусства, а Заха Хадид достигла совершенства в архитектуре, ее творения озарены нимбом искусства, который все делает незыблемым, включая самого автора работ».

Компания Falconeri как всегда поддерживает инновации в искусстве и продолжает сотрудничество с Fondazione Berengo, на этот раз в качестве главного спонсора выставки. На организованном Falconeri мероприятии в память Захи Хадид, выступила балерина Большого театра Анна Тихомирова. По словам основателя компании, фирма Falconeri верна своей любви к искусству, и Заха Хадид фантастически изобретательна в поиске новых и неожиданных решений.

Политехнический музей в Гонконге

Политехнический музей в Гонконге, Zaha Hadid Architects

В беседе с директором лондонской галереи «Серпентайн» Хансом-Ульрихом Обристом Заха Хадид сказала: «Я по своему опыту знаю, что без исследований и экспериментов едва ли возможно открыть что-то новое. В процессе эксперимента всегда готовишься к определенному результату, но в итоге плюс к нему обязательно открываешь нечто иное. И это по-настоящему увлекает. Ты получаешь больше, чем рассчитываешь. Я думаю, эксперименты просто не могут иметь границ».

Выставка работ Захи Хадид в Палаццо Франкетти продлится до 27-го ноября 2016 года.

Дизайнеры