Топ 30 культовых стульев за последние 30 лет (часть 2)

Следующие 10 культовых моделей стульев демонстрируют дизайнеры, разрывающие шаблоны устоявшихся стереотипов. Среди них Рон Арад, Йорис Лаарман,Фронт и др.

Louis Ghost от Филиппа Старка для Kartell (2002)

Louis Ghost, дизайнер Филипп Старк

 

Этот стул послужил объектом подражания для тысяч имитаторов. Но все они только призраки великого прародителя. Как и “Juicy Salif”, “Louis Ghost” детище Старка и только Старка.

В год расцвета дизайна в мебельной индустрии “Louis Ghost” стал первым в линии популярных поликарбонатовых стульев, заслуживших канонизации. Этот французский дизайнер как никто умеет поэтично рассказать о своем дизайне. Так, например, впервые представляя свой стул, он сказал: “Это “Луи какой-то там”. Своего рода призрак, отражение, тень стильного стула в стиле, который я назвал “Louis Ghost” (Призрак Луи) … Все узнают его, видят в нем что-то знакомое.

Луи здесь, когда вы хотите увидеть его. И он легко затеряется среди других деталей, если вы ему это позволите. Он лишь частично существует, частично материален. Как и все, что создано нашей цивилизацией".

Favela от братьев Кампана для компании Edra (2003)

Стул Favela, братья Кампана

 

Если Среджио Родригес был крестным бразильского дизайна середины века, то Умберто и Фернандо Кампана представляют рубеж тысячелетия своей страны. В их мебели просматриваются осознанные отсылки к игривому духу Сан-Паулу (в стульях Vermelha и Corallo), и его неформальным сообществам. Вдохновленный городскими трущобами, где находчивые жильцы сами строят свои дома и организуют удобства, стулья Фавела собираются вручную, обеспечивая их абсолютную уникальность. Конечно, деревянные комплектующие можно также рассматривать как символ маргинализации, воплощенный в предмете роскоши. Юморист Дэвид Рэкофф написал в своем эссе "Не слишком комфортно", что "средний ежемесячный доход семьи в бразильских фавелах составляет 200 реалов, или около $72. А кресло Favela продается в розницу за три с лишним тысячи долларов".

MT (Empty) от Рона Арада для Driade (2004)

MT (Empty), Рон Арад

 

В процессе изготовления “пустого” кресла “MT” используется целый ряд технологий. [прим. пер.: МТ - аббревиатура английского слова “empty” - пустой ] Пустота дуотонового стола (а затем и добавленного к нему стула, выпущенного в 2014 году) достигается ротационным формованием. Суть данной технологии состоит в том, что единственная форма вращается внутри печи, заворачиваясь в слои пластика. Как только первый слой застывает, второй наносится на него под давлением. Таким образом, одна форма может быть использована для создания сложной формы двух цветов – внешней шероховатого белого или песочно-серого цвета и внутренней глянцевого красного, лилового, черного или фиолетового цветов. Этот инновационный способ использования новой производственной технологии показал, насколько оригинальным был и остается Рон Арад.

Supernatural от Росса Лавгроува для Moroso (2005)

Стул Supernatural, Росс Лавгроув; светильник Skygarden, Марсель Вандерс

Стул Supernatural, Росс Лавгроув; светильник Skygarden, Марсель Вандерс

Еще один отличающийся оригинальностью дизайнер Росс Лавгроув работал с брендом Moroso над самыми технологически продвинутыми креслами. Полипропилен для “Supernatural” - с его чудаковатой спинкой плавно переходящей в сиденье и ножки - изготавливается в ходе сложного четырехтактного процесса: пресс-форма нагревается, в нее подается газ, которым продуваются отверстия в спинке, сиденье снимают с формы и оставляют сохнуть и затвердевать на отдельной деревянной форме. Результатом становится идеальный дизайн, который заслуживает такой производственной “суеты”.

Pane от Токуджине Йошиоки (2006)

Pane, Токуджине Йошиоки

 

Зачем вообще что-то придумывать со сложными формами, когда стул можно просто испечь в простом цилиндре? Японский дизайнер Токуджине Йошиока был так вдохновлен статьей в “National Geographic” об ультра-прочных волокнах, что решил, что его стул “Pane” будет выпечен из полиэфирного эластомера, залитого в цилиндрический контейнер и принявшего форму после нагревания.

После извлечения из формы стул выглядит как гигантский белый бисквит достаточно крепкий, чтобы выдержать вес пользователя.

Йошиока показал стулья в Милане, в главном выставочном павильоне Moroso, во время Недели Дизайна в 2006 году, заполнив все пространство сугробоподобными инсталляциями, изготовленными из полупрозрачных волокон.

Если бы мы могли есть глазами, то вид выпеченных нами моделей “Pane” (с переводе с итальянского “хлеб”) можно было бы смаковать.

“Chair_One” Константина Грчика для Магиса (2006)

Chair_One, Константин Грчик

Бог стульев, Константина Грчик, пользуется уважением за его рациональный подход к дизайну. Даже “Chair_One”, отличающийся наиболее сложным дизайном, стал, скорее, непосредственным продуктом производственного процесса, чем желанием реализации экспрессивной формы. В одном из своих интервью он рассказал писателю Тиму МакКео, что когда Magis попросили разработать стул из литого алюминия, его студия обнаружила что для оптимального результата этот материал необходимо наносить маленькими порциями. Поэтому они работали с проволокой и алюминиевыми листами, “рисуя с их помощью трехмерные фигуры… Нас вела логика следования требованиям процесса, и этот процесс шаг за шагом привел нас к определенным решениям.”

Bonechair от Йориса Лаармана (2006)

Bonechair, Йорис Лаарман

 

Биомимикрия приобрела совершенно новую форму в коллекции “Bone” (“Кость”) голландского дизайнера Йориса Лаармана. За основу формы стула взят алгоритм, созданный в ходе исследования Лаарманом природных процессов роста деревьев и костей.

Эта часть кода была использована для кастомизации распечатанной в 3D керамической формы стула.

Хотя стул и алюминиевый, Лаарман говорит, что математику природного происхождения можно было бы использовать для построения архитектурных форм любой конфигурации и размеров.

Со временем дизайнер переходил от одного начинания к другому, оставаясь все время в авангарде инноваций, делясь многими своими открытиями со всеми желающими.

Spirit House от Даниеля Либескинда для Nienkämper (2007)

Spirit House, Даниель Либескинд

 

Каждый, кто за последние 8 лет посетил Королевский музей в Онтарио, сразу узнает этот скульптурный стул, спроектированный Даниелем Либескиндом специально для пристройки Crystal .

Архитектор работал над этой моделью с легендарным канадским производителем Nienkämper. Клаус Ниенкампер: «Я по-прежнему придерживаюсь оригинальных концепций , которые тогда были утопичны – только стекло и кожа. Но с Даниелем очень легко работать. Я спросил его, не хотел бы он создать модель, и он представил сразу несколько штук». Мы взяли одну из них и создали на ее основе стул, на котором сейчас можно сидеть.

Затем на фабрике был изготовлен макет. Даниель увидел его и пришел в восторг. Я думаю, этот стул будет популярен и через 100 лет – таково его качество”.

Sketch от Front (2007)

Sketch, Front

 

“Фронт”, шведское дизайнерское трио в составе Софии Лагерквист, Шарлотты вон дер Ланкен и Анны Линдгрен, впервые приковало к себе внимание мировой дизайнерской элиты, запустив линию обоев, рисунок для которых создавал неожиданный помощник: крыса, которая прогрызала дыры в слоях в верхних слоях, сквозь которые была видна вуаль нижнего слоя. Совсем неудивительно, что их студия перешла затем к более экстремальным экспериментам. Этот стул, часть коллекции “Sketch”, сохраняет игривый, блуждающий дух линии Животных инстинктов, и при этом достигается с помощью самых современных инноваций. Благодаря технологи захвата движений, дизайнерское трио научилось создавать мебель без эскизов прямо в воздухе. Петляющие движения были преобразованы в цифровые файлы, подаваемые в 3D-принтер, который слой за слоем построил причудливые изделия.

“Vegetal” братьев Буруллеков для Vitra (2008)

Vegetal, братья Буруллек

 

Еще одна известная пара братьев, Ронан и Эрван Буруллеки, привносит элегантность во все, что творят. Над проектом стульев, идея которых была навеяна природой, они работали в компании Vitra более 4 лет. Три слоя ветвей создают эффект плетеного сиденья. Эти слои отлиты под давлением из армированного полиамидного волокна и крепятся к ножкам так, чтобы создать органическое единое целое. В 2008 году эти стулья были повсюду. Ряды этих стульев можно было наблюдать на каждой сколько-нибудь значительной выставке дизайна – их привлекательная форма и насыщенная расцветка были залогом того, что модели мгновенно приобретут статус классических.

Компании