Топ 30 культовых стульев за последние 30 лет (часть1)

TOP-30 культовых стульев

TOP-30 культовых стульев

Первый выпуск о культовых стульях, выпущенных за три десятка лет включает «революционные» работы Тома Диксона, Марселя Вандерса, Патрисии Уркиолы и других дизайнеров.

Miss Blanche от Широ Кураматы (1988)

Miss Blanche от Широ Кураматы

 

Miss Blanche от Широ Кураматы

Редко увидишь предмет мебели, созданный как воплощение литературного произведения. Стул на алюминиевых ножках, изготовленный из акриловой смолы и пластика, Широ Курамата назвал в честь Бланш Дюбуа.

Искусственные лепестки цветов, залитые в безупречные без единого пузырька воздуха подлокотники, уносят зрителя в грезы, в которых пребывает неудачливая героиня произведения «Трамвай “Желание”».

Влияние Кураматы, как одного из самых авторитетных японских дизайнеров Японии, ощущается и по сей день. Он умер через два года после того, как компания Vitra запустила в производство созданный им стул весом 70 килограммов.

2. Gazelle от Джонатана Криниона (1988)

Gazelle от Джонатана Криниона

 

Старт нынешней путеводной звезды канадского дизайна, стула Джонатана Криниона, был довольно неуверенным. В 2002 году, когда компания Keilhauer повторно представила стул на NeoCon, Памела Янг написала, что производители «воскресили» Gazelle, стул Джонатана Криниона, предназначенный для крытых и открытых площадок кафе и по праву являющийся иконой канадского дизайна. Gazelle был выпущен в 1988 году, а снят с производства спустя 12 лет, когда дизайнер отозвал лицензию в связи с невыплатой оригинальным производителем лицензионных платежей. Теперь наряду с оригиналом существует цельнометаллическая версия стула Gazelle со вставленными деревянными рейками".

3. Silver от Вико Маджистретти (1989)

Silver от Вико Маджистретти

 

Родившийся в семье архитекторов Вико Маджистретти был мэтром современного итальянского дизайна наравне со своими современниками Акилле Кастильони и Энцо Мари. Также он был одним из лучших в вариациях в классическом стиле- и стул Silver яркий тому пример. Маджистретти нравился стул S 32, созданный Марселем Брейером для Thonet, поэтому он решил модернизировать классику 1920-х годов. Заменив U-образную ногу из трубчатой стали четырьмя алюминиевыми ножками, а плетеные прутья спинки и сидений высококлассным пластиком, он создал свое творение, неподвластное времени. Стул символизирует лучшие традиции итальянской компании De Padova, до сих пор выпускающей его.

4. Rose от Масанори Умеды (1990)

Rose от Масанори Умеды

Кресло Роуз было выпущено всего через несколько лет после основания компании Edra и буквально «предсказало» будущее. Итальянский производитель известен как своими хитами (стул Favela от Campanas), так и своими промахами (стул Leather Works от… да-да, снова Campanas). Но больше всего компания зарекомендовала себя как бренд, который ставит на карту весьма необычные проекты. По мнению выставки Salone del Mobile, выделившей кресло Rose как одно из знаковых событий в своей истории, только одни лепестки были вызовом: "Их конструкция настолько сложна с производственной точки зрения из-за сочетания диаметрально противоположных передовых технологий и тонкой ручной работы, и так необычна в их бессовестно непринужденном цветочном цитировании, что их практически невозможно скопировать".

5. S от Тома Диксона (1991)

S от Тома Диксона

Несмотря на то, что много воды утекло с тех пор, как была представлена гламурная коллекция медного оттенка, именно стул из обработанного вручную металла и соломы сделал Тома Диксона звездой. В своей книге Dixonary Диксон раскрывает мысли, или их отсутствие, в поддержку своего новаторского творения. Он вспоминает: «... если честно, единственное, что припоминаю, это то, что я рисовал каракули цыпленка на обороте салфетки, думая, что я мог бы сделать из него стул... . Вероятно, мои чуть более успешные проекты это те, которые могут быть интерпретированы различными способами, часто совершенно противоположными их первоначальной задумке. Если исходным пунктом отправления, скажем, для S-стула для меня был цыпленок, то другие его описывают как форму женского тела, некоторые как пламя или зачастую, как поп-объект, созданный под влиянием 1960-х годов». Фабрика Cappellini, и в наши дни изготавливающая стул из эко-кожи, продолжает открывать новые таланты и давать старт их карьере.

6. Aeron от Билла Стампфа и Дона Чедвика (1994)

Aeron от Билла Стампфа и Дона Чедвика

Невозможно переоценить значение этого замечательного офисного кресла. Кроме того, что из него были удалены все ненужные материалы, спинка и сиденья сделаны сетчатыми, что в те времена было неслыханно, кресло Aeron стало одним из первых предметов мебели, пригодным для повторного использования и переработки. Его путь почти так же известен, как и сам дизайн: изначально оно был задумано, как кресло для пожилых людей, то, которое бы заменило пенопластовые кресла-кровати в домах престарелых; испытания рынком оно прошло уже в качестве офисного и получило неудовлетворительные оценки за свой внешний вид (в «Blink» Малкольм Гладуэлл подробно рассказывает о неудачном этапе предварительного запуска); оно было нарасхват среди доткомов в 1990-х годах, а затем снято со счетов как символ провала. Пребывая сейчас на пике своей популярности, кресло является лидером продаж компании Herman Miller.

7. Кресло Knotted от Droog (1995)

Кресло Knotted, Марсель Вандерс

 

Сегодня Марсель Вандерс – это практически отдельный бренд, а его компания Moooi синоним современного голландского дизайна. Но впервые он стал известен широкой публике благодаря креслу Knotted для бренда Droog, который совмещает высокие и простые технологии. Это кресло сплетено традиционной техникой узелкового плетения из волокон арамида и карбона, а затем пропитано эпоксидной смолой (для закрепления). В таком виде изделие натягивают на специальную раму и высушивают, чтобы под действием силы тяжести оно приобрело необходимую форму. Droog вспоминает свой дебют, часть группового показа в Милане, как шумное событие: «В день открытия собиралась огромная толпа, и пришлось вызывать полицейских, чтобы контролировать движение за пределами здания». Фабрика Cappellini приобрела права на дизайн кресла и выпускала его до 2011 года.

8. Do Hit от Марийн ванн дер Полл (2000)

Do Hit от Марийн ванн дер Полл

 

Do Hit от Марийн ванн дер Полл

 

Еще одна визитная карточка бренда Droog, изделие Do Hit, разбивает старые типологии на рубеже тысячелетий. Провокация начинается уже с упаковки: коробка из нержавеющей стали поставляется в комплекте с молотком. С его помощью, нанося «прицельные» удары, можно самостоятельно придать изделию желаемую форму, а заодно и выпустить пар. Изделие не входит в число фаворитов (в своем саркастическом отзыве газета «Нью-Йорк Таймс» назвала его «плохой скульптурой под видом бесполезной мебели»), но – как и ваза с подобным названием Do Break- отражает бунтарский дух Droog.

9. Smoke от Мартена Бааса (2002)

Smoke от Мартена Бааса

 

Какой лучший способ идти вперед, как не сжигать символы прошлого? Коллекция Smoke ознаменовала выход на сцену дизайна еще одного так называемого «несносного ребенка». В рамках своего дипломного проекта в Академии дизайна Эйндховена Маартен Баас сжег работы Ритвельда, Фрэнка Ллойд Райта, Эймса, Гауди и других дизайнеров. В качестве одного из своих первых больших шагов зарождающаяся тогда компания Moooi приобрела права на производство трех изделий, и продолжает выпускать стулья в большом объеме, перед тем, как поджечь их. Сам же Баас то с тех пор продолжает свое движение к другим своеобразным проектам, таким как серия Clay и Real Time. В одном из интервью в 2010 году Баас, в то время главный дизайнер выставки Design Miami, пояснил: «В мире дизайна, 90 процентов того, что вы видите, очень рационально, и вы можете объяснить, почему это так хорошо. Я думаю, что настоящая красота в природе, но в ней нет ничего настолько объяснимого или рационального".

10. Fjord от Патриции Уркиолы (2002)

Fjord от Патриции Уркиолы

 

До того, как стать всемирно известной и украшать собой обложки таких изданий как Fast Company, New York Times и Wall Street Journal , активная Патриция Уркиола со своим креслом Fjord оказалась в центре внимания мебельной выставки в Милане. Кресло (с обновленным вариантом обивки) отражает всю суть Уркиолы, сочетающей промышленное производство с индивидуальным подходом. ("Я воспринимаю свои личные проблемы с иронией," сказала она в интервью 2007 года). Fjord представляет собой один из ее наиболее сдержанных проектов. Изюминкой ее дальнейших работ Volant, Antibodi, Biknit, Bohemian и другой эпатажной мягкой мебели для Moroso стала обивка, один из важнейших элементов готового изделия. Привнесение женского своеобразия в итальянский модернизм на сегодняшний день воплотилось в прекрасных результатах сотрудничества Moroso и Уркиолы.