Свет, человек и окружающее пространство.

Световое шоу, Ибица

Световое шоу, Ибица

Что такое светодизайн? Это новое, особое направление дизайна, которое нельзя целиком отнести ни к искусству, ни к науке. Светодизайн, скорее, является производной от них. В этом он схож с архитектурой. Чёткое определение этой отрасли пока дать непросто, но можно уверенно заявить, что главными смысловыми составляющими светодизайна являются три понятия: свет, пространство, человек.

Свет не имеет смысла без пространства и человека. Где будет свет, если не будет пространства? Для кого он будет светить, если не будет человека?

Пространство не имеет смысла без света и человека. Чем было бы пространство без света? Кто мог бы увидеть пространство, не будь человека?

И, наконец, человек не имеет смысла без света и пространства. Без света человек слеп. А без пространства не могут существовать ни свет, ни человек.

Итак, существует нерушимая триада «Свет – Пространство – Человек», в котором ни один компонент нельзя изъять без потери смысла.

Эти три понятия составляют «философию» светодизайна. Можно сопоставить с ними три главных аспекта освещения: свет – энергоэффективность, пространство – эргономика и человек – эстетическое восприятие.

Фризлайт - рисунки светом

Энергоэффективность – аспект светодизайна, позволяющий оценить, насколько грамотно распределено освещение – нет ли где переосвещённых участков, не излучается ли свет впустую, без смысловой нагрузки, соответствуют ли параметры освещения нормативным документам.

Эргономика – насколько функционально освещено пространство: может ли человек эффективно работать или хорошо отдыхать в таком пространстве, насколько данное освещение комфортно для глаз.

Эстетика – важнейший компонент, особенно при организации освещения мест длительного пребывания людей: жилых помещений, залов ожидания, зон отдыха, парков, магазинов. Конечно же, решающее значение эстетическое восприятие обретает при организации культурных мероприятий: на выставках, в театрах и т.д. Светодизайнерам поставлена задача сделать освещаемое пространство более привлекательным, учесть взаимодействие объекта с окружающим пространством, а главное – какие эмоции будет вызывать свет.

Эти аспекты освещения – «три кита», на которых базируется светодизайн. Чтобы легче запомнить, назовём их Правилом трёх «Э».