Свет может стать настоящим скульптором

Правильное освещение абстрактной скульптуры даёт потрясающий результат

Правильное освещение абстрактной скульптуры даёт потрясающий результат

Да-да, это действительно так, объём и форма объекта часто зависят от освещения. Точнее, воспринимаемый нами объём и форма. Свет может падать на объект лишь со стороны источника освещения. И, хотя физики утверждают, что гравитационное поле искривляет пространство, а вместе с ним и световой поток, на Земле, в масштабах окружающей человека среды, этим можно пренебречь. Свет может зрительно изменить объём и форму объекта, но падает он всегда с какой-то определённой стороны. Поэтому для создания максимального эффекта нужно всегда определять точку, с которой мы чаще всего будем видеть освещаемый объект. Или, иными словами – место наблюдения.

Разберём несколько видов освещения на примерах.

Фронтальное освещение

Фронтальное освещение. Свет направлен от наблюдателя к объекту. В данном примере свет падает от вспышки фотоаппарата. При таком освещении «в лоб» объект часто теряет объём: становится совершенно плоским.

Контровое освещение

Контровое освещение. Источник света расположен за объектом, с обратной стороны. При таком освещении мы часто видим только очертания силуэта. Сам объект опять становится плоским – даже в большей степени, чем при фронтальном освещении. В некоторых случаях его объём может выдать лишь отбрасываемая тень, но достаточно сменить угол обзора – и тень пропадает, оставив только силуэт.

Боковое освещение

Боковое освещение. Свет падает сбоку и делит объект на две части: светлую и тёмную. Объект становится объёмным, объём даже слишком выражен, но при этом объект теряет целостность. Граница между светлой и тёмной частью слишком резка.

Комбинированное освещение

Комбинированное освещение. Подчеркнуть объём и форму объекта помогут два и более источников света. Если грамотно расставить их, они будут освещать объект с разных ракурсов, что позволит смягчить контрасты света и тени. В данном примере – несколько акцентирующих источников света – естественный солнечный и от фотовспышки. Акценты немного спорят между собой, смягчая резкость теней, а объём и форма хорошо подчёркнуты.

Эти правила хорошо знакомы фотографам и операторам, но их знание необходимо и светодизайнеру. Расставив осветительные приборы в нужных местах, можно добиться превосходных результатов, буквально «лепя» объекты при помощи света.