Муранское стекло - история и современность

Чаша Sommerso необычной формы из муранского стекла.

Чаша Sommerso необычной формы из муранского стекла.

Правдивы поговорки, что для создания праздника достаточно лишь муранского стекла. В XV–XVI веках муранские карнавалы и ночные праздники гремели по всей Европе. На главный остров венецианского архипелага, а не в Венецию, прибывали благородные господа, чтобы веселиться до рассвета. А когда с восходом солнца они возвращались на гондолах в палаццо, им на смену выходили стеклодувы, которые в изгибах стекла запечатлевали воспоминания о ярких красках минувшего праздника..

Добавляли в стекло частицы кобальта – и оно начинало играть цветами вечернего неба. Подмешивали окись железа – и стекло отливало изумрудной зеленью. Засыпали щепоть за щепотью золотой порошок – и цвет становился подобным рубину. Для украшения изделий широко использовалась и цветная эмаль. На их стенках художники создавали миниатюрные «полотна» – изображения свадеб или триумфальных процессий, игривых сюжетов или сцен из мифологии и просто затейливых узоров.

Стеклодувы. Фотогравюра Чарльза Ульриха, 1884

Из спаянных стеклянных нитей начали делать жгуты, нарезавшиеся потом на небольшие поперечные пластины. Форма пластин повторяла форму сечения жгута – цветок, звезда или розетка. Если для жгута брались нити разных цветов, то и пластины получались разноцветными. Затем их добавляли в стеклянную массу, чтобы получить стекло, напоминающее мозаику.

Когда стеклодувы попробовали получить стекло, похожее на фарфор, то у них получилось прекрасное «молочное» стекло, которое стали расписывать золотом и эмалью. Эти неповторимые изделия высоко ценятся по сей день.

Другой интересный вид получился в результате попытки имитации полудрагоценных камней внутри стекла. Для этого стали располагать в определенном порядке несколько разноцветных слоев. Получилось халцедоновое или агатовое стекло.

Секрет авантюринового стекла долгое время тщательно оберегался. Оно поражало сверканием множества святящихся точек. Лишь потом удалось узнать, что мерцания удавалось добиться благодаря меди, которую вводили особым способом в стеклянную массу. Стекло становилось желтовато-коричневого цвета и частично кристаллизовалось.

Для обработки стекольного разноцветья применялись различные техники вроде имитации трещин – кракелажа, гравировки или включения пузырьков с воздухом – так называемое пулегозо.

Разноцветье муранского стекла

 

Рецепты древней старины

Впервые стекольное производство зародилось в Венеции еще в VIII веке. Но бурное развитие этого промысла началось спустя пять сотен лет, после того, как венецианцы привезли из Константинополя рецепт изготовления особого стекла, которое в то время можно было купить лишь на Востоке. Венецианцы не стали просто копировать чужие технологии, а успешно доработали их, что в итоге привело к небывалому расцвету стекольного производства.

Впрочем, из-за этого расцвета в XIII веке всем мастерам пришлось переселиться за пределы Венеции, на острова, поскольку дожи боялись, что повсеместно распространенные стекольные печи станут причиной пожара, который спалит город. Мастера расселились на пяти островах, получивших общее название Мурано. Есть также версия, что опасения пожаров были лишь предлогом, чтобы изолировать от внешнего мира уникальных мастеров и сберечь в секрете от иностранцев драгоценное стекольное производство. Это предположение похоже на правду, поскольку долгое время рецептура муранского стекла оставалась тайной, само стекло очень ценилось и было ощутимой статьей дохода городского бюджета.

За долгие годы производства выработаны точные рецепты необходимых компонентов, последовательности их смешения и обработки. Начинался процесс с приготовления смеси из мелкого песка и минералов, которую расплавляли в печах при высокой температуре. Получалась масса, из которой стеклодувы выдували изделие необходимой формы – будь то кувшин, ваза или плафон. Эту заготовку ставили в другую печь, где температура постепенно понижалась.

Кстати, песок используется только добытый со дна Венецианской лагуны. Именно ему приписывают особые свойства, благодаря которым муранское стекло приобретает несравненную прозрачность и прочность.

К сожалению, некоторые секреты до сих пор не раскрываются посторонним и передаются мастером только своему наследнику. Известно, что из поколения в поколение старинные традиции изготовления муранского стекла строго соблюдаются. За прошедшие столетия даже устройство печей практически не изменилось, а мастера пользуются теми же трубками и инструментами, что и их прапрадеды.

Муранская фабрика. Мастер придаёт стеклу форму

Муранское стекло продавалось по всей Европе, но встречалось только в домах очень состоятельных людей. Пышно украшенные зеркала и люстры из муранского стекла считались предметами роскоши.

Но монопольные позиции были подорваны в XVIII веке, когда во многих странах, в первую очередь, в Моравии и Франции, стали стремительно развиваться местные стекольные промыслы. Непоправимый ущерб стекольному производству на Мурано нанесло вторжение наполеоновских войск в Венецию в конце XVIII века, и ее вхождение в состав Австро-Венгерской империи. Стекольные мастерские массово закрывались, а те, что остались, перешли на выпуск бус и прочей мелочи.

Остров Мурано в наши дни. Базилик святой Марии

От забвения к триумфу

Сначала это был утонченный стиль ар-нуво, иначе называемый модерном, а потом и причудливый авангард.

Но многие старинные секреты удалось сохранить, а некоторые из них были открыты вновь. Былая слава Мурано возродилась, когда в 1854 году шестью сыновьями Пьетро Тосо была основана новая компания по выпуску изделий из стекла. Спустя несколько лет в Мурано возобновился выпуск мозаичного стекла. В скором времени оно стало пользоваться спросом, как и в старину, далеко за пределами Венеции.

В 1866 году Венеция вошла в состав Италии, и это событие ознаменовало окончательное возрождение стекольного промысла.

Первое время мастера новой формации просто копировали старинные образцы и не помышляли о собственных оригинальных разработках. Но постепенно они обретали уверенность в собственных силах, пробовали применять различные новации, тем более что на их дизайнерских разработках стали сказываться господствовавшие в то время направления в искусстве. Сначала это был утонченный стиль арт-нуво, иначе называемый модерном, а потом и причудливый авангард. Стекольные мастера стали смело воплощать необычные идеи, широко использовать возможности фактуры, цвета и пластических свойств стекла. В итоге их творчество завоевало признание во всем мире.

Роскошная люстра из муранского стекла