Группа Мемфис

Светильник Super от Мартина Бедина, 1981

Светильник Super от Мартина Бедина, 1981

В конце семидесятых годов прошлого столетия представители итальянского авангарда находились в активном поиске альтернативных концепций дизайна. 11 декабря 1980 года знаменитый Этторе Соттсасс пригласил к себе домой художников, проникнутых идеей разработки новых методов дизайна. Среди гостей Этторе Соттсасса были Микеле Де Лукки, Марко Дзанини, Альдо Чибик, Мартин Бедин, Барбара Радиче, Маттео Тун. Собрание оказалось плодотворным – было принято решение о создании нового творческого объединения дизайнеров.

Мемфис. Интерьер

Интерьер от группы «Мемфис»

 

Название этого объединения, «Мемфис», отвечало сразу нескольким критериям. Во-первых, на встрече звучала песня Боба Дилана "Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again" («И снова мемфисский блюз»). Впоследствии эту песню ставили на каждом собрании группы, что стало своеобразной традицией.

 

Во-вторых, название «Мемфис» имело отношение к культурной столице Древнего Египта, а в-третьих, в американском городе Мемфис (штат Теннесси) родился Элвис Пресли.

11 февраля 1981 года состоялось второе собрание группы, к которой присоединились Натали дю Паскье и Джордж Соуден. За прошедшие два месяца члены группы выполнили свыше ста всевозможных рисунков и чертежей предметов быта. В них они высмеивали рациональный подход к дизайну и упор на функциональность изделий – всё то, что принято называть «хорошим дизайном». Вдохновением для художников послужили как декоративные стили прошлых лет (включая китч и арт-деко), так и футуристические темы.

Настольная лампа Bay, 1983

Настольная лампа Bay, дизайнер – Этторе Соттсасс, 1983

 

Затем художники и дизайнеры «Мемфиса» стали претворять свой проект в жизнь. Они разрабатывали и выпускали рекламные материалы, искали производителей мебели и керамики, которым предлагали образцы изделий для производства небольшими партиями. У руля творческой группы встал Эрнесто Гизмонди, возглавлявший знаменитый бренд Artemide.

 

Первая выставка работ группы состоялась 18 сентября 1981 года в миланском выставочном центре «Арка 74». Продукция «Мемфиса» была признана сенсацией международного масштаба: вскоре после выставки вышла в свет книга «Мемфис. Новый международный стиль», ставшая настоящим средством пропаганды так называемого антидизайна. Это неудивительно – во многих крупных проектах «Мемфис» использовал пластик всевозможных цветов, поскольку в нём, по мнению дизайнеров, напрочь отсутствовала культура. Несмотря на то, что свою энергию и формы орнамента «Мемфис» почерпнул из модернизма, вся продукция группы была его полным отрицанием. Всё это, в совокупности с недюжинным чувством юмора художников «Мемфиса», сыграло огромную роль в повсеместном распространении постмодернизма. Группа создавала мебель и предметы домашнего обихода, монументальные и красочные проекты в стиле «нео-поп», высмеивая понятие «хорошего вкуса» посредством использования пластиковых ламинатов, украшенных смелыми узорами.

Настольные лампы Tahiti и Oceanic, 1981

Настольные лампы Tahiti (Этторе Соттсасс, 1981) и Oceanic (Микеле Де Лукки, 1981)

 

За всё время существования, с 1981 по 1988 годы, «Мемфис» организовывал выставки по всему миру. Признанные столицы дизайна, Париж, Лондон, Ганновер, Женева, Стокгольм, Токио, Нью-Йорк и множество других городов мира радостно приветствовали креативщиков «Мемфиса». На протяжении всего творческого пути группы её бессменным исполнительным директором оставалась известный журналист Барбара Радиче. Однако в 1988 году популярность группы пошла на убыль. Этторе Соттсасс принял решение распустить «Мемфис». Расставание было лёгким – как участники группы, так и сам Этторе Соттсасс относились к ней легко, признавая «Мемфис» не более чем капризом моды.

Тукан-пеликан

 

Настольная лампа «Тукан-пеликан», дизайнер – Этторе Соттсасс, 1985