О светодизайне как новой профессии

Сны о России - световое представление на открытии Олимпиады-2014

Сны о России - световое представление на открытии Олимпиады-2014

Сегодня дизайн интерьеров становится все более разносторонним, охватывающим все больше идей и задач в одном проекте, требующим знаний не одного специалиста, а объединённых усилий целых групп.

Существуют узкие направления дизайна, например, архитектурный, ландшафтный, стилевые и специализированные дизайн-профессии. Мы обратимся к световому дизайну и появляющимся в России специалистам этой отрасли дизайна – светодизайнерам.

О светодизайне Россия услышала совсем недавно. Яркими примерами светового оформления проектов является прошедшая Олимпиада-2014 в Сочи и действующее сейчас постановление правительства «О комплексной городской целевой программе развития наружного освещения и архитектурно-художественной подсветки города Москвы на 2011–2015 годы».

Итак, что такое светодизайн?

Это не только приемы и эффекты оформления пространств, это искусство и наука об освещении среды обитания человека и воздействии света на человека. Светодизайнер – специалист, способный применить знания данной науки на практике.

Как мы уже выяснили, в сложных проектах светодизайнер работает в тандеме со смежными специалистами: дизайнером интерьера, инженером и другими (в зависимости от поставленных задач).

Обладая определенными навыками и знаниями, дизайнер интерьера может являться одновременно и светодизайнером. Для этого необходимо иметь совокупность знаний дизайнера/архитектора, светотехника, менеджера, психолога, электрика.

Bio-light, концепция Philips

Конечно, без основных знаний в сфере дизайна о стилях, их сочетаниях – вряд ли стоит начинать работу над проектом. Не забываем и об основах светотехники, проектирования, знаниях монтажа и электрики.

Светодизайнер является экспертом в осветительном оборудовании, он с лёгкостью может определить технические и интерьерные возможности приборов и источников света, их способность соответствовать световым задачам проекта.

Светодизайнер следит за ситуацией на рынках интерьерного и технического света и может дать оценку продукции большинства светотехнических производителей.

Но прежде всего, для того, чтобы разработать проект, светодизайнеру необходимо «понять» помещение и клиента, его желания и эмоции, а для этого важны знания психологии. И, конечно, знания в области психологии восприятия света и цветов через свет. Светодизайнеру необходимо понимать процесс формирования восприятия и ощущений и уметь водействовать на них.

Extremely Fabulous Harold Hay, концепция Whipple Russell Architects

Человек воспринимает результат, в нашем случае – реализованный проект, путем осмысления увиденной информации. Соединяя увиденное со своими эмоциями, человек показывает свои ощущения от созданной вами обстановки.

Поэтому так важно разрабатывать концепцию дизайн-проекта с ориентацией на пользователя, с учетом его характера, эмоциональных особенностей, потребностей.

Помните, что свет воздействует на эмоции человека.Светодизайнеру необходимо создать освещение, которое будет отвечать задачам помещения, следовать биоритмам и эмоциям человека, то есть должно быть сложным и многосценарным.

Такое освещение создать непросто, поэтому сегодня всё чаще проявляется интерес к области светодизайна и ее специалистам.

Создаётся всё больше проектов, в том числе масштабных, где свет выходит на ближний план. Задача светодизайнера – создавая эффекты и визуальные образы, вызывать те или иные эмоции у человека.

И если вы являетесь дизайнером интерьеров, то, получив необходимые дополнительные знания, у вас есть возможность проявить свой потенциал в новом для России направлении дизайна: в светодизайне.