Дизайнер Жан-Пьер Витрак

Жан-Пьер Витрак - ветеран промышленного дизайна

Жан-Пьер Витрак - ветеран промышленного дизайна

Французский промышленный дизайнер Жан-Пьер Витрак достаточно знаменит, но редко говорит о себе. Вся его жизнь посвящена дизайну, как творческой профессии. Дизайнер убеждён, что с каждым годом творчество будет играть всё большую роль в жизни людей. Витрак никогда не останавливается на достигнутом, постоянно экспериментирует и делает новые вещи, непохожие на то, что было создано ранее. 

Всё больше и больше людей начинают понимать, в чём состоит суть дизайна и подключаются к творческому процессу.

О частной жизни дизайнера известно мало. Скупые строчки биографии гласят, что родился он в 1944 году во французской провинции Бержерак, получил художественное образование, основал фирму, носящую его имя, а затем, в 2001 году - дизайнерское агентство Design Pool. В 1993 году Витрак получил высшую государственную премию Франции в области промышленного проектирования. За вдохновением иногда наведывается на свалки промышленных отходов и металлолома. Обожает Венецию и каждый год приезжает туда на продолжительное время.

Необязательно, чтобы мотивация имела под собой экономическую причину.

Будучи неравнодушным к осветительным приборам, уже в 1970 году Витрак создал один из своих знаковых продуктов - авангардную настольную лампу «Система» из хромированной стали, меняющую свою форму.

Настольная лампа System

Настольная лампа-трансформер «Система» (System), 1970

 

В этом же году Витрак создаёт серию раскладных декоративных торшеров и настольных ламп Folding с не менее уникальным дизайном. Эта лампа, также меняющая форму, даже сегодня отлично впишется в ультрасовременный интерьер. Можно сказать, Витрак опередил своё время.

Напольный торшер Foldging

 

Интерьерный напольный торшер Folding, 1970

 

Реальность заключается в том, что требования эволюции вносят максимум смысла в нашу «продукцию».

 

Мысль дизайнера всегда обращена в будущее. И вот, спустя почти три десятилетия после «Системы», когда весь мир замер в ожидании Миллениума, Витрак представил коллекцию уличных светильников U.Bik. Этот продукт был выпущен для бренда Noral.

Коллекция U.Bik

Наземные уличные фонари из серии U.Bik, 1999

 

Моя роль дизайнера заключается в стимулировании перемен.

 

Через год, на всемирной выставке «Expo 2000» в Ганновере, дизайнер представил свою разработку в области высоких технологий - интерактивную панель для голосования Flash Vote. К слову, это был не первый опыт работы Витрака в сфере хай-тек. В 1999 году для компании Arcomat Moblilier Urbain Витрак создал многофункциональное информационное табло-фонарь с четырьмя прожекторами, которое даже спустя 15 лет кажется образцом технологий будущего. В нижней части устройства по кругу идёт металлическая скамейка, на уровне человеческого роста в корпус встроен дополнительный экран.

Уличное информационное табло

Уличное информационное табло для города, 1999

 

Из более современных творений автора можно назвать серию светильников Busy, впервые представленную в 2008 году и выпускаемую компанией SEAE. Как и многие разработки дизайнера, Busy выполнена в фантастическом дизайне, опережающем время. Например, подвес из этой серии похож на летающую тарелку пришельцев.

Подвес Busy

 

Конструкции подвеса Busy, 2008 год

 

Я думаю, что в будущем вместо процесса простого потребления одинаковых изделий появится сдвиг к большей разборчивости, которая приведёт к большему разнообразию и лучшему качеству.

 

 

Книги

Active Light / Живой свет (2003)

Полное название книги – «Живой свет, или 30 светильников для непосредственного употребления в пищу». Первое издание опубликовано в 2003 году в Париже, в дальнейшем книга неоднократно переиздавалась. Написанная в соавторстве с Жан-Пьером Гате, книга содержит описания и фотографии лучших работ Витрака в области интерьерного света, созданных на момент выхода книги с комментариями авторов.

 

Coeur a decharge / Разряд в сердце (2005)

Эта книга дизайнера посвящена удивительным находкам, сделанным на городской свалке. В первой части содержатся 350 цветных снимков «следов» в душе Витрака, оставленных выброшенными фотокарточками, книгами, марками, аксессуарами, обувью, велосипедами... Во второй части рассматриваются вопросы экологии, переработки отходов, рециклинга и биоаккумуляции. Автор намеренно не делает выводов, чтобы читатель задумался о воздействии на окружающую среду и о будущем человечества.