Искусственный свет, как передатчик информации, преобразующий мир (часть 1)

Джакомо Балла, «Уличный фонарь», фрагмент

Джакомо Балла, «Уличный фонарь», фрагмент

Искусственный свет, оказывается, любопытнейшим образом скрыт в повседневной жизни. Мы настолько зависим от ламп и экранов, что замечаем свет лишь когда он исчезает из-за внезапной поломки, мерцающего неона, перегоревшей лампочки. Искусственное освещение в качестве медиума (передатчика информации) долгое время воспринималось как нечто чистое, абстрактное, подобное «идеальному», которому часто приписывались мистические и духовные черты… И все-таки, как и что именно сообщается здесь между собой? Что входит в коммуникацию, если она действительно возникает в тот момент, когда свет становится медиумом?

Электрический свет является чистой информацией. Это медиум без сообщения. Раскаленная лампочка Эдисона стала подлинным символом теории Маклюэна, в которой медиум приравнивается к сообщению. Подтверждение тому, что искусственное освещение является медиумом без содержания, Маклюэн видит в его роли в повседневной жизни. «Электрический свет» –, пишет он в книге «Понимание медиа: внешние расширения человека», 1964, – «является чистой информацией. Это медиум без сообщения. <…> Этот свет избегает нашего внимания в качестве коммуникативного звена просто потому, что не обладает содержанием».

Идея бессодержательности приводила молодых художников того времени к романтизации искусственного освещения как идеального, чистого художественного средства. «Начиная с античности, художники стремились создать с помощью движущихся огней музыку для глаз, сравнимую с той, которую разыграл звук для их ушей», – писал историк цветомузыки Вильям Мориц в 1986 году.»

Физик, исследователь в области электричества Мэтью Лукиш, заставший технологии на пике развития в стремительные 20-е годы, писал: «Может быть, искусственный свет окажется ответственным за развитие духовной цивилизации высочайшего уровня? Если подвижный свет станет произведением, он будет самым абстракционистским достижением искусства, возможно, даже более прекрасным и эфемерным, чем сама музыка».

Маршалл Маклюэн

Футуристы восхваляли искусственный свет. Они видели в нем маяк модернизации, считая электрическое свечение и технологии, несущие его, символом прогресса. Джакомо Балла воспел эти новые огни города в «Огнях улиц: исследование света», где блеск уличного освещения затмевает мягкое сияние луны; Маринетти начал свой футуристический манифест 1909 года с победного гимна лампам, которые дают ему возможность бодрствовать до самой зари. «Всю ночь просидели мы с друзьями при электрическом свете. Медные колпаки над лампами, вроде куполов мечети, своей сложностью и причудливостью напоминали нас самих, но под ними бились электрические сердца».

Но так ли чист, абстрактен и бессодержателен свет? Им определяется наша физиология. Наш мозг развился, чтобы его воспринимать. Искусственным светом, в свою очередь, определяется современная жизнь. Мы зависим от него, он служит нам, и мы принимаем это служение как должное. Он остается для нас невидимым только в силу того, что мы отказываемся обратить внимание на информацию, которую он передает.

Продолжение следует...