Искусственный свет преобразует нас самих

Вкус вина зависит от освещения

Вкус вина зависит от освещения

Масштабные эффекты искусственного света находятся вне нашего понимания. Возьмем строительную среду – жилища, мастерские, фабрики, дороги, парковки – все они изменились с течением времени, шаг за шагом следуя новшествам в области света. Строительный дизайн стремительно менялся с момента распространения электрического света. «Использование новых технологий повлияло на архитектуру с того момента как дневной свет стал лишь одним из возможных вариантов. Электричество для ламп, лифтов и насосов помогло архитекторам спроектировать небоскреб небывалой высоты. Архитектура, лишенная окон, стала возможной к 1930 году».

Даже вино меняет свой вкус в зависимости от световой среды.Искусственный свет создал мир, независимый от ритмов природы и даже от наших собственных тел. Сон и другие повседневные поведенческие и физиологические ритмы вовлечены в естественный круговорот дня и ночи, в то время как искусственное освещение ламп и экранов подключено к собственным циклическим ритмам – бессоннице и депрессии. Изучение животных показало, что искусственный свет вызывает изменение нервной системы. «В головном мозге хомяков, приученных к тусклому свету, производится больше молекул иммунной системы, относящийся к ТНФ, которые связаны с воспалением. <…> У них также выявлено меньшее число дендритов, небольших отростков, передающих химические реакции от одной нервной клетки к другой».

Искусственный свет влияет даже на то, как мы ощущаем вкусы. Исследователи из Института психологии Йоханеса Гуттенберга в Университете Майнца (Германия) в 2009 году доказали, что вино меняет свой вкус в зависимости от световой среды. Тестируемые люди оценили одно и то же вино выше, а значит и дороже, когда наслаждались им при красном или синем свете, нежели те, кто пил его при белом и зеленом освещении. Исследование показало, что «цвет окружающего освещения может влиять на то, каким кажется вино на вкус, даже если нет прямого эффекта на цвет самого напитка».

В конце концов, коммуникационная сила искусственного света как медиума – это сигнал о трансформации: трансформации материи в энергию, трансформации нас самих в той мере, в какой мы адаптировались к этому свету или потерпели неудачу при попытке адаптации. Свет феноменологичен. Он обладает многими позитивными и негативными измеримыми качествами и эффектами, которые зависят от способов его получения и потребления. Свет как медиум обнажает правду трансформации. Мы видим его силу, проникающую внутрь самого ядра всего того, что мы подразумеваем под человеком – глубже, чем интеллект и даже глубже, чем сознание.

Джанет Лейтон-Грант, «Пространство LUCIDA»