Искусственный свет, как передатчик информации

Джеймс Таррел, Twilight Epiphany, 2012

Джеймс Таррел, Twilight Epiphany, 2012

Свет, используемый в качестве медиа в искусстве, несет не только сложные коннотации, отсылающие к истории и технологии, но и некую информацию о своей специфической среде. Чистота света – ошибочное определение. Искусственный свет уже закодирован фактом изобретения, изготовления и той ролью, которую мы отводим ему в нашей жизни. Точно так же как яичная темпера Рафаэля, масло Рембрандта, акварель Кандинского и акрил Ансельма Кифера расширяют представление о живописи, искусственный свет несет информацию о своем происхождении, эффектах и особенно о том, как он изменялся, меняя нас самих, играя определяющую роль в нашей жизни.

Использовать свет – означает иметь дело с его изготовлением и проводкой. Трансформаторы, кабели и другая громоздкая аппаратура, батарейки, станции питания, а также политика в области энергетики и углеродные следы – все это подразумевается тем очевидней, чем более сокрытым кажется. Искусственный свет скорее плотен и испорчен, нежели чист. В своих путевых заметках «Города мечты – жуткие силы электрического света» Скотт Мак-Квайр писал: «…О, профанная физическая реальность этих часто громоздких технических средств!.. Чтобы поддержать искорку раскаленной лампы, светящей ярче всякого украшения, требуются уродливые рейки и спутанные провода, а ведь это еще без учета всех свирепых битв за патенты и междоусобных войн могучих корпораций за право учреждать этот индустриальный капитализм».

Словно в подтверждение этого Дэвид Бэтчелор тоже показывает провода, шины, необходимые для появления искусственного света, его политическое значение, когда разворачивает башенную конструкцию из неоновых реклам фасадной стороной к стене галереи в своей работе «Магический час».

Дэвид Бэтчелор - Магический час

«Свет – это репрезентация того, что сожжено».Доступные световые технологии отлично сочетались с формалистическими убеждениями концептуализма и минимализма 60-х годов, но эти убеждения были далеки от спиритуалистических настроений начала ХХ века.

Джеймс Таррел, наиболее известный представитель калифорнийского «Света и Пространства», избегает понятия чистоты и бессодержательности света. Вместо этого он ссылается на трансформационное значение, изложенное в терминах коммуникационных систем: «В свете – истина. Ты можешь получить свет, только сжигая материал. Свет, который ты получаешь – это репрезентация того, что сожжено. Итак, что бы ты ни взял – водород или гелий, как солнце, или ксенон в лампочке, или неон, или вольфрам, все равно что-то должно быть сожжено, что бы получить свет. Свет, который исходит от горящего материала – это характеристика самого этого материала на той температуре, при которой он сгорает. То есть ты можешь накладывать различные фильтры или, наоборот, сбивать слои краски, но истина всегда остается в свете».

Искусственный свет характеризуется способом, которым он получен. Термическое свечение отличается от электро-люминесцентного диодного, которое, в свою очередь, отличается от био-люминесцентного поля светлячков, от флуоресцентного света неоновых ламп, от яркости фосфора и других материалов, от химических светящихся палочек, от катодно-люминесцентных старых телевизионных экранов, от жуткой синевы радиации Черенкова в ядерных реакторах. Мы чувствуем вариации спектров разных источников света, их направление, частоту, длину волны и поляризацию. В то время как скорость света (299 793 458 метров в секунду) – единственная фундаментальная константа, она все же является таковой только в вакууме.

Источники света

Чтобы говорить о «чистом» свете, отделенном от материалов и технологий, которые его производят, от воздуха, через который он проходит, от среды, в которой он отражен, нужно считать свет теоретической формой. Свет, проникающий в наши глаза, является продуктом собственных условий возникновения и обусловлен своей средой; он чист. Поэтому произведения искусства становятся тем богаче, чем шире представляют перед нами возможные источники и техники света – арматура, электрика, энергия, феномены окружающей среды и т.д.

Окончание следует...