Интервью с управляющим директором Thonet Торстеном Муком

Thonet

Thonet

Мебельную фабрику Thonet основал Михаэль Тонет (Michael Thonet) (1796-1871) — столяр-краснодеревщик, который осуществил переход от ручного изготовления до промышленного производства мебели.

1859 г. ознаменовался прорывом в производстве мебели, когда Михаэль представил в Вене стул №14 в, позже известный как «венский стул», созданный инновационным методом гибки массива бука. С того момента отдельные этапы производства были стандартизированы, и впервые был внедрен принцип разделения труда в производстве мебели. Теперь можно было легко разбирать мебель и, таким образом, экономить место при транспортировке. Благодаря стулу №14 Thonet смогли стать глобальным производителем и законодателем мебельной моды с широким ассортиментом венской мебели.

Торстен Мук

Стул 214 от Михаэля Тонета, 1859 г.

Позже в 1930-х годах фабрика начала делать мебель из трубчатой стали, став крупнейшим в мире производителем подобных изделий и сотрудничая с известнейшими архитекторами того времени, включая Марселя Брёйера (Marcel Breuer), Людвига Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies Van Der Rohe) и Марта Стама (Mart Stam). Сегодня первая коллекция мебели Thonet из стальных трубок по праву считается важным этапом в истории дизайна, благодаря кратким, простым и открытым формам, и выражает новый взгляд на повседневную культуру и архитектуру.

Торстен Мук

Стул 233 производства Gebruder Thonet, 1895 г.

Сегодня головные офисы семейной компании расположены в г. Франкенберге, Германия, где все классические венские и стальные, а также современные коллекции производятся с использованием передового оборудования. На этих фабриках Thonet продолжает разрабатывать инновационную мебель из высококачественных материалов, дизайн которой остается вне времени, не забывая и об ее экологичности и долговечности.

На международной мебельной выставке IMM Cologne 2016 веб-журнал designboom встретился с управляющим директором Thonet Торстеном Муком и узнал, как он собирается поддерживать наследие компании, и при этом не отставать от времени, и в каком направлении будет двигаться компания в будущем.

Торстен Мук

Стул S 34 N из коллекции All Seasons, 2016 г.

DESIGNBOOM: Thonet — это компания с богатой историей, которую она писала на протяжении многих лет. Что вы делаете в качестве управляющего директора, чтобы сохранить наследие и при этом идти в ногу со временем?

Торстен Мук: Мы внимательно читаем все книги и статьи о компании Thonet и иногда изучаем наш собственный архив, чтобы понять, что заложено в фундаменте компании. Затем мы отсеиваем и оставляем только то, что действительно имеет значение, и, таким образом, определяем правильный вектор развития. В начале 2015 года мы начали разрабатывать собственную концепцию дизайна, которая включает в себя все, что необходимо для разработки правильных продуктов, и состоит из трех глав: формы, процесса и материала. Это помогло нам определить взаимосвязь между тремя частями книги о концепции дизайна.

Мы всегда пытаемся соблюдать баланс между нашим прошлым и будущим. Поэтому на каждой выставке вы найдете мебель, которая отдает дать наследию компании Thonet. Например, в этом году мы не только представили коллекцию уличной мебели из гнутой стали All Seasons (с англ. — «все сезоны»), но и совершенно новые продукты. Все они должны быть связанны с нашим наследием, как этот венский стул, на котором я сейчас сижу, и который является современной интерпретацией наших классических стульев. Поэтому очень важно любить свою историю и наследие… любить, но обладать достаточной свободой и гибкостью, чтобы двигаться дальше.

Торстен Мук

Стул S 533 N из коллекции All Seasons от Thonet, 2016 г.

DB: расскажите подробнее, какие, на ваш взгляд, сильные стороны у Thonet с точки зрения дизайна и производства?

TM: наша компания известна благодаря гибке дерева, чем мы и занимаемся до сих пор, но сейчас мы сосредоточены на трехмерной гибке, которая осуществляется только людьми, и этот процесс нельзя автоматизировать. Вам действительно нужны квалифицированные и опытные работники, способные гнуть древесину. Также мы известны благодаря гибке трубчатой стали. Если посмотреть на прошлое Thonet, эти две революции используемого материала произошли только потому, что была потребность в новой конструкции. Поэтому для нас это не процесс, который предшествует дизайну, это процесс, который с ним неразрывно связан. Я думаю, что одно из наших ключевых преимуществ — это разработка новых еще несуществующих конструкций.

Торстен Мук

Стулья S 33 N и S 34 N из коллекции All Seasons от Thonet, 2016 г.

DB: как эволюционировала мебельная промышленность за время вашего пребывания на посту управляющего директора? Как менялись вещи по мере развития каталога продукции Thonet?

ТМ: наше движение в сторону будущего невозможно без оглядки на прошлое. Например, цвета, которые мы определили для мебели из трубчатой стали, это тона, популярные во времена Баухауса (Высшей школы строительства и художественного конструирования). Или, например, коллекция цельногнутой венской мебели, которую мы запустили в январе прошлого года, также обращается к прошлому Thonet. Мы оставляем только то, что важно с точки зрения нашей истории, а затем адаптируем для настоящего времени.

DB: Thonet сотрудничает со многими современными дизайнерами, как вы подходите к выбору исполнителя?

ТМ: существует множество способов, но в итоге, почти каждый день мы получаем предложения от сторонних дизайнеров. Поэтому раз в две или четыре недели мы устраиваем собрание всей команды отдела разработки продуктов, включая меня, и изучаем каждое предложение. Это трехэтапный процесс: мы оцениваем эстетические качества, функциональность и стратегическое значение для компании. Каждый дизайнер получает ответ независимо от того, студент он или старший дизайнер. Это не имеет значения. Когда у нас 30–40 предложений, мы отсеиваем их. По меньшей мере 99% из них мы не можем взять и превратить в продукт Thonet, но время от времени мы видим, что есть дизайнеры, чей характерный почерк может подойти компании, поэтому мы сохраняем их в нашей базе. Затем команда проводит множество встреч, например на этой выставке, чтобы поговорить с некоторыми дизайнерами. Мы устраиваем им экскурсию и пытаемся понять, подойдет он нам или нет. Так мы заполняем базу, по мере необходимости приглашаем дизайнеров в нашу компанию и устраиваем им еще одну экскурсию. Сначала в музей, затем в выставочный зал, и, наконец, на фабрику. Мы снова встречаемся со всей командой отдела разработки и общаемся, чтобы выяснить, совпадают ли наши взгляды. И если мы находимся на одной волне, то даем им брифинг. Как правило, наши брифинги относительно открыты, особенно в отношении языка дизайна. Таким образом мы и подходим к выбору исполнителей. Мы верим в молодых дизайнеров и считаем, что необходимо давать молодым талантливым дизайнерам шанс вырасти вместе с брендом.

Торстен Мук

Стол 1060 от Йорре ван Эста (Jorre van Ast), 2016 г.

DB: расскажите о сотрудничестве с Йорре ван Эста и совместном продукте — столе 1060, который вы представляете сегодня.

ТМ: мы выбрали Йорре ван Эста, потому что увидели в нем опытного дизайнера, и нам нравится его минималистичный, местами нестандартный подход. Он способен предложить нужное решение, и это то, что нам на самом деле нравится. Мы пригласили его в Франкенберг, и он получил открытый брифинг, потому что мы хотели, чтобы он посмотрел наше портфолио и разработал стол, который, с его точки зрения, идеально вписывается в концепцию бренда Thonet. Его первые предложения были не только из гнутого дерева, но и из трубчатой стали. Мы отфильтровали их, а он доработал дизайн. В конце концов, мы действительно пришли к нужному варианту, и решили сделать венский стол. 

DB: как вы думаете, что сегодня вызывает особый интерес в сфере дизайна? Я не хочу говорить «тренды», возможно, важные инновационные разработки?

ТМ: может быть, это как-то связано с тем, как мы пытаемся строить компанию. Я очень ценю то, что все больше и больше дизайнеров глубже погружаются в различные аспекты промышленного дизайна: проводят исследования, экспериментируют с материалами и изучают технологии производства. В результате их проекты становятся более продуманными, а общий подход более целостным. Вы смотрите на экологические последствия вашей деятельности, задумываетесь об экологической устойчивости, ищете, где было сделан какой-то продукт, кто над чем работает… и это то, что нам действительно нравится, достаточно просто посмотреть на наш стенд здесь на ярмарке, чтобы понять — случайностей не бывает. Каждая деталь хорошо продумана и проверена временем. Поэтому нам нравятся те, кто разделяет наше отношение, и я вижу это во многих дизайнерах. Я думаю, что это привносит качество в повседневную жизнь многих людей.

Торстен Мук

Презентация Thonet на выставке IMM Colonge 2016 г.

Торстен Мук

Коллекция All Seasons на выставке IMM Colonge 2016 г.

DB: в каком направлении развивается компания Thonet?

ТМ: мы стараемся поддерживать баланс во многих направлениях. Мы балансируем между производством жилой и коммерческой мебели, наружной мебели и мебели для дома, между наследием нашей компании и инновациями. Мы хотим сохранить любознательность и самосознание, хотим сохранить подход мебельной фабрики, а не салона. Нам нравится быть производителем, но еще больше нравится создавать индивидуальную мебель, так как большинство наших продуктов — ручная работа мастеров, а главная цель компании — дать людям возможность иметь собственную мебель, а не массовый продукт, который был произведен где угодно. 

Торстен Мук

Стол 1060 от Йорре ван Эста и классическая мебель Thonet на выставке IMM Colonge 2016 г.

Торстен Мук

Гибка трубчатой стали на фабрике Thonet в г. Франкенберг, Германия

Торстен Мук

Выгнутые и готовые к сборке стальные трубки

Торстен Мук

Мастера плетут ротанговые сетки для классических стульев Thonet

Торстен Мук

Торстен Мук, управляющий директор Thonet

Компании