Интерьерная фотосъемка. Совет 3: выбор освещения

Автор: Дмитрий Давыдов, интерьерный фотограф и панограф

Освещение – важнейший фактор, влияющий на получение качественных снимков. Чем его больше, тем лучше.

Но свет бывает разный и зависит от его источника. Люминесцентные или лампы накаливания, дневной уличный свет, смешанный... Если в первых двух описанных советах (см. статьи «Совет 1: Наведите порядок» и «Совет 2: правильное кадрирование») справиться без профессионального фотографа возможно, то в работе со светом сложнее.

Но если вы хотите отснять результаты своих усилий самостоятельно, без специализированного оборудования, то я посоветую работать с естественным, дневным освещением. Оно даёт хороший контраст светотени на снимке, придаёт дополнительный объём. Наполняет помещение живой энергией и теплом. С дневным светом приятно работать, особенно когда в помещении большие окна. Если света недостаточно, то начинаются проблемы, потому что получить приемлемую картинку в подобных условиях без штатива и ручных установок фототехники довольно сложно.

Не буду углубляться в подробное описание таких характеристик как выдержка, размер диафрагмы и ISO, упомяну их вскользь. Но без этих знаний сложно снять действительно качественное фото. При недостаточном освещении, без использования штатива, скорее всего, получится тёмное изображение с плохой резкостью. Можно воспользоваться дополнительным освещением, таким как встроенная вспышка. Но и здесь все непросто.

При работе со светом необходимо знать понятие «цветовая температура». Свет в зависимости от источника освещения подразделяется на тёплый, жёлтый (огонь свечи, камина, лампы накаливания, галогеновые лампы, люминесцентные лампы с цветовой температурой выше 2700К), и холодный, белый свет (солнечный дневной свет, светодиодные матрицы, люминесцентные лампы с цветовой температурой выше 6000К). Цветовая температура вспышки - около 5500К. Поэтому если вы решили использовать встроенную вспышку при съёмке, надо учесть цвет освещения, преобладающий в помещении.

Жёлтый и тёплый свет при интерьерной фотосъемке

Фото1. Жёлтый, тёплый свет от люминесцентных ламп.

Белый и холодный дневной свет при фотосъемке интерьера

Фото2. Белый, холодный дневной свет с улицы.

Вспышка, особенно от гаджетов, "бьёт" недалеко. Может появиться неприятный эффект, когда область интерьера, попавшая в зону освещения вспышки, имеет голубоватые оттенки, а задний план полностью уйдёт в желтизну. Смотрится это плохо.

Часто снимаемое помещение бывает внушительных размеров, в котором встроенная вспышка окажется бесполезной. Нет, я не говорю, что вспышкой пользоваться совсем не надо. Но это прерогатива фотографов. И в работе со светом они задействуют различные приёмы: использование цветных фильтров для вспышек, изменение угла подачи светового импульса в потолок или в стены и проч. Это даёт в определённых случаях спасительный эффект, ровного заполнения светом. Можно использовать вспышку дистанционно, заполняя светом те области снимка, где идут явные провалы в тень. И так далее.

Итоги. Советую, проводить съёмку в дневное время, когда помещение залито дневным светом с улицы. Используйте вспышку с осторожностью. Для лучшего результата используйте штатив, если позволяет устройство. При недостатке света включите максимальное количество источников света, доступные в помещении.

Пишите на почту davydov.foto@mail.ru, о чём вы хотели бы узнать подробнее, прочитав данную статью. И, возможно, эти темы будут раскрыты в следующих публикациях.

С уважением, Давыдов Дмитрий, интерьерный фотограф и панограф