Самопрезентация дизайнера

Автор: Анна Рытова, руководитель дизайн-бюро «Новое место»

Самоидентификация или «не прыгайте выше головы»

Архитектура и дизайн – область творчества, лежащая на границе фантазии и реальности. Дизайнер должен мыслить как художник, архитектор и строитель одновременно.

Важнейшим аспектом в деятельности дизайнера интерьера является презентация себя как профессионала. Чтобы дизайнеру определить целевую аудиторию и правильно себя презентовать, нужно самоидентифицироваться, понять, в какой точке творческого и профессионального развития он сейчас находится. Не стоит занижать собственные способности, можно замахнуться на несколько большую высоту, чем вы уже прыгали, но будет неграмотно, нечестно и даже опасно переоценить возможности и с порога архитектурного института взяться за дизайн-проект олимпийского стадиона.

Выбор палитры оттенков

 

Начинающему дизайнеру стоит выбрать простой проект комнаты или маленькой квартиры за скромное вознаграждение. Но чтобы предлагать услуги дизайнера, необходимо иметь хотя бы небольшое портфолио. Пофантазируйте и создайте несколько проектов своей мечты «в стол» - без дальнейшей реализации. Так вы определите стили, в которых нравится работать, и сможете зацепить потенциального заказчика идеями.

Других посмотреть и себя показать

Создание портфолио дизайнера

 

Портфолио можно размещать на интернет-ресурсах для фрилансеров и дизайнеров интерьера, а также создавать альбомы с проектами в социальных сетях. Чем больше ресурсов охвачено, тем больше потенциальных клиентов увидят ваши работы. Выкладывать красивые изображения важно, но важно и рассказывать о проектах, о людях, для которых они созданы, какие задачи решались, с какими трудностями столкнулись. Чтобы заказчик заинтересовался, он должен увидеть живого человека по ту сторону экрана.

Успешное знакомство

Знакомство клиента с дизайнером

 

Крайне редки случаи, когда клиент после первого контакта готов заключить договор, хотя и такие истории случаются. Где бы ни происходило соприкосновение – в вашей ленте в instagram, по телефону или при личной встрече, до предложения услуг должно случиться «волшебство». Во время знакомства клиент на подсознательном уровне исследует дизайнера, изучает, и делает предположения - сможет ли он вам доверять, поймете ли вы его и сделаете ли то, что он хочет.

Самое важное - поймать волну. Не пытаться подыграть и блеснуть умом, не нахваливать собственные заслуги, с целью поскорее себя продать, а больше задавать вопросов. Покажите клиенту, что он важен не как мешок с деньгами или способ реализовать дизайнерские амбиции, а как человек, которому нужны ваша помощь и профессионализм. Расспросите заказчика об образе жизни, увлечениях, как видит будущее пространство, какие хочет получать в нем эмоции и какие потребности закрывать. Чем больше задать важных и правильных вопросов, тем больше оснований довериться вам как профессионалу.

«Мы с тобой одной крови»

Процесс работы дизайнера

 

Дизайнер в процессе проектирования достаточно глубоко входит в личное пространство заказчика – на время становится членом семьи, знающим об интимных вещах и специфике образа жизни клиента. Для достижения доверия у клиента должно возникнуть ощущение, что с ним говорят на одном языке и находятся на одном уровне. Это не значит, что для получения в заказчики олигарха, необходимо срочно купить Rolls Royce, нет. Но нужно научиться мыслить как он.

Это другой путь – профессиональный, путь, длиною в несколько лет опыта и площадью в пару гектаров реализованных дизайн-проектов. И лежит он в гору.

Поднимаясь по лестнице творческого роста, периодически приходится прыгать по ступенькам, в поиске местонахождения данного конкретного заказчика. Периодически нужно уметь спускаться. И снова помогут вопросы. Необходимо говорить с клиентом на одном языке и переключаться на мышление в разных категориях.

Определите максимальный диапазон – это и будет ваша целевая аудитория. Аспектами в данном диапазоне выступают масштаб, сложность и бюджет объекта, который придется вам по плечу.

Кто сценарист, а кто режиссер или как себя продать

Подбор материалов для проекта

 

Для успешного финала самопрезентации нужно пройти несколько этапов. Нет строгой последовательности. Важно обладать навыком импровизации и свободно пользоваться стратегией «действуй по ситуации». Конечно, должны быть под рукой портфолио и пример буклета дизайн-проекта, но это не главные герои пьесы.

Спрашивайте, спрашивайте и еще раз спрашивайте. Спрашивают вас – отвечайте. Этот спектакль всегда имеет разный сценарий. И он зависит от предпочтений клиента в принятии решения. Кто-то досконально изучит 3d-визуализации, кто-то чертежи, для другого главное - интерьерный стиль, четвертому важнее авторский надзор, а пятому – есть ли у вас своя ремонтная бригада. О чем клиент спрашивает, в ту тему и углубляйтесь, заказчик вас сам поведет.

Но параллельно ведите свою игру. Вносите предложения по проектным решениям, фантазируйте, как решить задачу, расскажите, как вы раньше выходили из подобной ситуации – тем самым вы погру̒зите клиента в процесс и вызовите ощущение, что он уже работает с вами. В конце беседы обязательно нужно закрыть клиента на дальнейший шаг: выставление коммерческого предложения, назначение даты обмеров или новой встречи. Не отпускайте клиента со словами «я подумаю» - это редко заканчивается заключением договора.

Последний, самый важный совет, который, может показаться банальным – будьте максимально уверенными в себе. Не думайте, что не справитесь, что, возможно, завысили цену, и теперь клиент точно уйдет к другому дизайнеру… Что можно было сказать по-другому и т.п. Не этот – так другой. Может, он вам и правда сейчас не по зубам, а, может, наоборот.

Каждому дизайнеру положен свой клиент, и он обязательно вас найдет.