Гио Понти - отец итальянского дизайна

Гио Понти за работой на строительном объекте

Гио Понти за работой на строительном объекте

Выдающийся итальянский архитектор, дизайнер, художник и публицист Гио Понти родился в 1891 году в Милане. С детства Гио восхищался старинной архитектурой, искусными предметами интерьеров миланских мастеров, передававшимися из поколения в поколение. Любовь к рукотворным предметам и высокому ремеслу Гио пронёс через всю жизнь. Подобно гениям Ренессанса, Гио обладал не только большими талантами в разных видах искусства, но и потрясающим чувством гармонии, а также энциклопедическими знаниями, полученными в Миланском политехническом университете. Когда грянула Первая мировая война, Понти был призван в морской корпус и получил боевые награды. В 1921 году Понти получил диплом архитектора, а в 1923 возглавил фирму Richard Ginori, выпускающую изделия из керамики. Свою задачу Понти видел в художественном преображении быта. Украшенная неоклассическими мотивами, продукция фирмы принесла Понти главный приз на Парижской выставке 1925 года.

Первая керамика Richard Ginori, 1923

Первая керамика «Ричард Джинори», 1923

 

1928 год был отмечен основанием журнала Domus, который возвестил об эпохе мирового дизайна в Италии. Издание было учреждено Понти совместно с журналистом Уго Отжетти. Понти до конца своих дней оставался главным редактором этого журнала, рассматривая его как личный дневник. В 1941-47 гг. Понти выпускал журнал «Стайл», посвящённый итальянскому искусству и архитектуре. Развивая модернистское направление арт-нуво, Понти работал в стиле «новеченто», который впоследствии стал называться «итальянским стилем», в котором совмещаются прошлое и настоящее. Стараниями Гио Понти итальянский дизайн сделал мощный рывок и позволил стране выйти из послевоенного кризиса. Будучи международным, интернациональным, итальянский дизайн и поныне сохранил самобытные черты.

Обложка одного из первых выпусков журнала Domus, 1929

 

Обложка одного из первых выпусков журнала Domus, 1929

 

Тщательно изучив связи разных видов искусств и ремёсел, Понти смог работать над столь разными, на первый взгляд, проектами, как создание костюмов и декораций для знаменитого оперного театра Ла-Скала, промышленный дизайн бытовой техники, работа с венецианским стеклом, реставрация и производство мебели, архитектура и строительство, дизайн интерьеров.

 

Своё творчество Понти строил на концепции «суперискусства», объединяющего все виды деятельности человека по созданию искусственной «среды обитания» человека. Понти любил сочетание простых геометрических форм с дорогими материалами, ставя во главу угла функциональность изделий и качество исполнения. Понти считал, что хорошая вещь обязана служить многим поколениям. Так и есть – к примеру, может показаться, что интерьерный светильник Bilia, выпущенный автором в далёком 1931 году, создан в XXI веке, в эпоху компьютерного дизайна.

Интерьерный светильник Bilia, 1931

Интерьерный светильник Bilia, 1931

 

Высокие награды сыпались на Понти одна за другой: золотая медаль парижской Академии архитектуры, почётная докторская степень лондонского Королевского колледжа, королевский Орден Васы в Стокгольме...

 

В 50-е годы Гио Понти разработал собственный архитектурный стиль, для которого характерно отсутствие прямых углов и большое внимание к игре света.

Люблю архитектуру, древнюю и современную. Люблю её фантастические и торжественные творения, её изобретательность и абстрактность, её аллюзии и формы, которые очаровывают наш дух и приводят в восторг наши мысли. Люблю архитектуру – сцену и поддержку нашей жизни.

Настоящими жемчужинами творчества Понти-архитектора можно считать «Дом-бабочку» (виллу Planchart) в Каракасе и миланскую Башню Пирелли – 127-метровый небоскрёб, возведённый в 1956 году, которую Понти позиционировал как «графический лозунг».

Башня Пирелли в Милане, 1956

Башня Пирелли в Милане, 1956

 

С 1936 по 1961 годы Понти, будучи профессором, преподавал в своей альма-матер – Миланском политехническом институте. В 60-е и 70-е годы архитектор создавал новые проекты: миланские церкви Сан-Франческо и Сан-Карло, кафедральный собор Таранто, Денверский музей искусств. Каждый день, до самой смерти, архитектор писал десятки писем и уделял большое внимание своим многочисленным друзьям. Умер Гио Понти у себя на родине, в семейном доме, в Милане, в 1979 году.

Северный корпус Денверского музея искусств, 1971

 

Северный корпус Денверского музея искусств, 1971

Дизайнеры