Этторе Соттсасс - отец итальянского дизайна

Этторе Соттсасс. Портрет из прямых линий на стекле. Художник – Виа Кадолини

Этторе Соттсасс. Портрет из прямых линий на стекле. Художник – Виа Кадолини

Этторе Соттсасс появился на свет в 1917 году в австрийском Инсбруке, но рос в Милане, где его отец работал архитектором. Мальчик пошёл по стопам отца. В 1939 будущий дизайнер получил степень по архитектуре в Туринском техническом университете, где увлёкся югендстилем и венецианским искусством. Затем служил в армии, в 1943 году оказался в концентрационном лагере под Сараево, где работал на складе. Сельская архитектура гористой местности, простая и исполненная достоинства, оказала на Соттсасса большое впечатление. После войны Этторе трудился в архитектурном бюро Джузеппе Пагано, изучал творчество Мондриана, Габо, Певснера, Кайдера и других известных художников. В Милан Соттсасс вернулся в 1946 году, провёл там международную выставку абстрактного искусства и через год основал там собственное дизайн-бюро.

Главная проблема, которая стоит перед дизайнером – это выйти из порочного круга рационализма и найти иной путь, который помог бы воссоединить разорванные связи и восполнить утраченные звенья человеческой среды.

Признание великого дизайнера состоялось в компании Olivetti, где Соттсасс начал работать консультантом в 1959 году. Тогда же он в компании с Марио Чоу и Роберто Оливетти получил премию Compasso d’Oro за дизайн Olivetti Elea-9003 – первой ЭВМ, выпущенной в Италии. Соттсасс выделил разными цветами операционные зоны компьютера, а его корпус покрыл алюминиевыми пластинами.

Olivetti Elea-9003

Интерфейс компьютера Olivetti Elea-9003, 1959

 

В начале шестидесятых студия дизайнера стала настоящей творческой лабораторией, рождающей авангардные идеи. Параллельно Соссатс продолжает работать промышленным дизайнером в Olivetti, где в 1963 году он создал калькулятор Logos 27. Бунтарь и профессионал в одном лице, Этторе Соттсасс одновременно являлся как идеологом альтернативного дизайна, так и последователем утилитарного функционального стиля.

Olivetti Logos 27

 

Настольный калькулятор Olivetti Logos 27, 1963


Зеркало в светящейся оправе Ultrafragolia

Зеркало в светящейся оправе Ultrafragolia для Poltronova, 1966

 

В 1969 дизайнер подарил миру знаменитую пишущую машинку Valentine, которая совершила переворот в дизайне офисной техники того времени. Эта пишущая машинка в модном тогда стиле поп-арт была совсем необычной – ярко-красного цвета, с округлыми формами, она резко отличалась от скучных тёмно-серых машинок тех лет. Valtntine стала настоящей легендой, один из экземпляров сейчас хранится в нью-йоркском Музее современного искусства.

Olivetti Valentine

 

Пишущая машинка Olivetti Valentine, 1969

 

За годы работы с Olivetti я стал не то чтобы забывать или преуменьшать эргономические аспекты отношений человека и машины, но привык включать их в более широкий контекст. Ведь когда человек работает на машине, в его сознании активизируются культурные, социальные, психологические процессы. Машина не умеет быть нейтральной. Поэтому дизайн становится метафорой, попыткой придать технике своё значение.

 

В шестидесятых дизайнер много путешествовал. Он побывал в Индии, в США и на Кубе, где встречался с Эрнестом Хэминуэем.

В семидесятых Этторе искал вдохновение в экспериментальном дизайне, сотрудничал с представителями движения радикального дизайна. Это направление использовало элементы множества популярных в те годы стилей, таких как арт-нуво и арт-деко, китч, сюрреализм, футуризм и других. Радикалисты были отражением контркультуры и пытались разрушить визуальный язык модернизма. Совместная работа с представителями радикального дизайна привела Соттсасса к созданию школы радикального дизайна Global Tools в 1973 году, а позднее – знаменитой группы «Мемфис», известной творениями в духе постмодернизма и просуществовавшей с 1981 по 1988 год.

Стеллаж Carlton

Стеллаж Carlton, 1981

 

В 1981 году Соттсасс основал фирму Sottsass Associati, у которой было кредо – радикальный подход. Каждая вещь, согласно идеологии Соттсасса, должна вызывать яркие эмоции, причём не обязательно позитивные. Компания Соттсасса продолжает работу и в наши дни. За свой, более чем тридцатилетний, творческий путь фирмой реализовано множество интерьеров и архитектурных проектов (магазины Fiorucci и Esprit, частные дома и общественные здания). Компания сотрудничает с такими известными брендами как Apple, Philips, Siemens.

 

С годами я обрёл новый источник вдохновения. Я просто задал себе вопрос, а что бы я мог предложить обществу, людям, которые меня окружают?

Все последующие годы Этторе Соттсасс продолжал реализовывать свои персональные проекты. Он много работал со стеклом и керамикой, создавал ювелирные приборы, мебель и посуду. В девяностые годы дизайнер «повзрослел» – его вещи утратили кричащие цвета и причудливые формы. Дизайн Соттсасса стал более техничным, серьёзным, продуманным и оригинальным.

Спот, настольная лампа и торшер Halo Click

Спот, настольная лампа и торшер Halo Click для Philips, 1988


Световая скульптура Pattica

Световая скульптура Pattica, 2000

 

Лишь вещи, как катализаторы мифа, обряда, ритуала позволяют мне ощутить реальность моей жизни, лишь с ними я могу жить и живу: это и китайская чайная чашка, и фотообъектив с его мистической точностью, и хирургический инструмент – не потому, что он функционален, а потому, что побеждает смерть, это американские автострады и конструкция ЭВМ, это дворцы японских императоров и арабские дворцы Испании – все это стимулирует мои жесты и мысли, объясняет прошлое и будущее…

 

Дизайнер умер в возрасте 90 лет в 2007 году.

Дизайнеры