История хрустальных люстр

Хрустальная люстра Empire от Kolarz из кристаллов «Swarovski»

Хрустальная люстра Empire от Kolarz из кристаллов «Swarovski»

Осветительные приборы с каждым днем претерпевают изменения. Ученые находят новые материалы, которые можно использовать в качестве источников освещения, да и сами технологии производства светильников постоянно совершенствуются. Существуют, однако, вечные ценности, над которыми время не властно. Это полные роскоши и изящества великолепные хрустальные люстры. Как и столетия назад, они привлекают внимание и собирают восхищенные взгляды.


От паникадила до «аглицкой люстры»

Функциональность всегда считалась основой прекрасного. Данный закон природы очень хорошо знали древние мастера. В те далекие времена, когда кроме свечей других источников света не знали, им приходилось решать технические проблемы создания полноценного освещения на обширных пространствах – в залах старинных замков, во дворцах и храмах. Остроумное решение явило миру все богатство хрустальных люстр.

Да, именно свечи были единственными источниками освещения до начала 19 в. Обеспечить нормальное освещение можно было, лишь объединяя в единое целое большое число свечей. Именно так были устроены паникадила, ставшие прообразом люстр, как из хрусталя, так и всех прочих. Паникадило (от греч. «поликанделон» – многосвечник) представляло собой металлический круглый светильник с несколькими ярусами, на которых располагалось несколько десятков, а подчас и несколько сотен отдельных свечей. Паникадила делали бронзовыми, медными и серебряными, расписывали их, украшали замысловатой резьбой и золочением. Подобные люстры достигали нескольких метров в диаметре, ведь уровень освещенности в помещении напрямую зависел от размера люстры. Огромные светильники украшали своды дворцов и соборов. Паникадила более скромных размеров использовались в домах состоятельных граждан.


История этих первых светильников восходит к временам Византийской империи, тогда как первые люстры из хрусталя начали появляться в эпоху Возрождения. Рождение их также диктовалось функциональной необходимостью. Дело в том, что средневековые зодчие начали создавать строения с большим внутренним пространством и куполами. Свечи, даже объединенные в большие группы, не позволяли добиться нужного уровня освещенности. Потребовались новые технические решения. Тогда то и обратили внимание на богатые возможности такого материала, как стекло, в деле создания технологий света.

Человечество знакомо со стеклом с давних пор. Оно использовалось еще в бронзовом веке. Стекло изготавливали практически во всех древних государствах, однако долгое время оно было исключительно дорогим материалом. Да и качество стекла оставляло желать лучшего. Так что в светильниках оно не применялось.

Прорыв в этом направлении случился в 14 в. Тогда на острове Мурано, близ Венеции стали производить первые люстры, в привычном понимании этого слова. Их делали из неограненного лепного стекла. Дрожащее пламя свечей, потоки теплого воздуха, поднимающиеся к потолку, порождали тысячи бликов, трепещущих на стеклянных деталях люстр, так что казалось, будто свет движется. Стекло в то время не подвергали огранке, поэтому отсветы пламени загадочно мерцали и переливались, заполняя высокие своды расплывчатым таинственным светом. Технология производства муранского стекла была тайной за семью печатями. Мастерам под страхом смертной казни запрещалось покидать остров Мурано. Художники той эпохи создавали подлинные шедевры, которые вызывают восхищение и по сей день.


Венецианские люстры с витиеватыми изгибами стеклянных стеблей и гирляндами волшебных цветов и листьев, стали известны по всему миру. Знатные вельможи украшали ими свои родовые замки и особняки. Альтернативы муранскому стеклу не существовало почти три столетия. Только 17 в. в Богемии начинают производить первый граненый хрусталь. А вскоре ему на смену пришел еще более красивый хрусталь английского производства, отличавшийся ослепительной игрой света.


Хрустальные грани

Искусственный хрусталь, получивший свое наименование по аналогии с природным минералом, обладает хорошими пластическими свойствами. Этот материал легко полируется, хорошо поддается резьбе и огранке. Потоки света, отражаясь и проходя сквозь грани стеклянных элементов, рассыпаются на отдельные спектральные цвета, так что люстра буквально брызжет светом. Созданию такого необычного эффекта способствуют россыпи светящихся и мерцающих точек. Их количество многократно превосходит число свечей в конструкции. Этого добивались, окружая каждую свечку хрустальными гирляндами, так что получалась многоуровневая хрустальная композиция.

За столетия использования хрустальных люстр специалисты нашли главные типы и многие популярные формы хрустальных элементов. Конечно, они изменялись в зависимости от существовавших стилей архитектуры, технологий огранки и получения стекла. Однако самые удачные находки оставались в арсенале мастеров на века. Многогранные звезды, хрустальные слезы, розетки, стилизованные дубовые листья, цветы и круглые бусы – все эти образцы были придуманы еще в 18 в. и благополучно дошли до наших дней, пережив капризы моды и приемы стилевого оформления интерьера.

Прозрачные хрустальные элементы люстр имели одно или несколько отверстий, через которые они собирались в гирлянды или крепились к люстрам. Замысловатые по форме детали устанавливали в оправах. Металлические основы люстр делали как открытыми, так и задрапированными, для чего по центру всей конструкции располагали хрустальные шары, различные чаши и т.д. Помимо прозрачных хрустальных деталей дизайн люстр включал в себя и цветное стекло. Его изобрели значительно раньше, чем хрусталь. Из Древнего Египта и Древней Греции через Византию оно распространилось по Европе.


Различные тона стекломассе придавали окислы металлов. Кобальт делал стекло синим, медь – красным, хром – травянисто-зеленым. Чтобы получить желтоватые или голубовато-зеленые цвета, в массу добавляли оксид железа, а с добавками марганца стекло становилось желтым или коричневатым. В России такое стекло стало известно, благодаря работам М.В. Ломоносова. В 70-80 гг. 18 в. при создании люстр предпочтение отдавали голубоватому и розоватому стеклу, а спустя несколько десятилетий начали широко использовать зеленые и красные оттенки.

Архитектурные стили, распространенные в различные эпохи, всегда накладывали отпечаток на вид люстр. В 16-17 вв. главным элементом дизайна люстр из знаменитого лепного стекла стали разнообразные стеклянные стебли, будто вырастающие из центра светильника. Во второй половине 18 в. подвесные светильники делали воздушными и легкими. Хрустальные подвески не закрывали металлический каркас люстры. В середине 19 в. в Англии стали производить люстры новой формы, которые представляли собой каскадные конструкции с длинными подвесками призматической формы. В это же время в России входят в обиход люстры с большим количеством хрустальных элементов. Они создавали настоящую завесу из стекла: тесно прилегающие одна к одной гирлянды, ниспадали, соединяясь внизу, и образовывали массивную чашу.


В России две тенденции оказывали большое влияние на конструкцию люстр. Во-первых, светильники очень часто разрабатывались по чертежам известных архитекторов. Так, например, люстры для части залов Зимнего Дворца созданы по проекту талантливого итальянского архитектора Джакомо Кварнеги. Вопросами освещения занимался Огюст Монферран. Системы освещения для многих храмов проектировал известный российский зодчий М.Ф. Казаков. Архитектор создавал эскиз люстры, так, чтобы она была увязана со стилевым решением интерьера. Потом по рисунку создавался опытный образец, и, если разработчик выносил положительное решение, вся партия запускалась в производство. Во-вторых, в России всегда большое распространение имела иностранная мода. Она оказывала влияние и на декор светильников. Знатные господа желали, чтобы обстановка в их особняках была такой же, как в лучших домах Парижа. Они заказывали из Европы единичные экземпляры хрустальных люстр, а местные мастера впоследствии просто тиражировали их.

В 19 в. начинают распространяться масляные светильники, далее появляются газовые и керосиновые. Казалось бы, новейшие источники освещения, которые по всем параметрам превосходят свечи, должны начать заменять хрустальные люстры: необходимости в использовании старых приемов уже не было. Однако представления о том, как должно быть устроено жилое пространство, меняются не так быстро. Люстры из хрусталя всегда считались неотъемлемой чертой богатого интерьера. Отказаться от них было совершенно нереально. Напротив, новые источники освещения начали приспосабливаться к старинным приемам декоративного оформления. Данная тенденция наблюдается и по сей день.


Стеклянный дождь и хрустальная клетка

Люстры из хрусталя помогают сегодня воссоздавать интерьеры старинных зданий. Конечно, кое-где еще сохранились настоящие старинные светильники 18-19 вв., как в усадьбе Боратынских в Муранове или в Шереметьевском дворце. Но это больше исключения из правил. В большинстве своем хрустальные люстры создаются по аналогии с источниками света тех далеких времен. Чешская компания Preciosa Lustra в соответствии с техническим заданием фирмы «КремльБронза» изготовила несколько десятков хрустальных люстр для организации системы освещения в филиале Большого театра. Они превосходно дополнили интерьер помещений этого здания.


При восстановлении исторических памятников инженеры и художники стараются делать люстры максимально похожими на оригиналы, дабы придерживаться исторических реалий. При проектировании люстр для современных помещений полет фантазии проектировщиков ничем не ограничен. Хрустальная люстра – это желанная гостья в модной художественной галерее, в фешенебельной гостинице и респектабельном частном особняке. Правда, облик люстры иногда весьма далек от привычных классических форм. Взгляните на люстру, форма которой напоминает церковный купол, хрустальную прозрачную клетку для диковинной жар-птицы или экзотические минареты старинной мечети ... Оригинальные современные решения ничуть не нарушают суть классики, верно? Приемы художественной обработки стекла знаменитых мастеров из Венеции вовсе не забыты: хрупкие нежные букеты с хитросплетениями стеклянных стеблей и цветов позволяют забыть, что перед глазами всего лишь функциональный осветительный прибор. Ценителей тонкой красоты не оставят равнодушными сверкающие струи хрустального дождя в современных люстрах, балансирующих на самой грани между историческими традициями и современностью. Копия башни III Интернационала Татлина, только перевернутая, – прозрачный (в переносном и буквальном смысле) намек на конструктивизм. Крепкий союз хрусталя и света сегодня по прежнему силен. Соединение двух хрупких, эфемерных субстанций дарит миру настоящие чудеса.