Авторское право на дизайн-проект

Работа над дизайном - творческая деятельность и в соответствии с ГК РФ является объектом авторских прав вне зависимости от этапа его реализации. Что же происходит с правами дизайнера после выполнения заказа? Может ли он разместить чертежи и фото в своем портфолио?

Ситуацию можно рассматривать с учетом ст.7 закона «Об авторских и смежных правах» – объекты архитектуры, скульптуры, дизайна представляют собой объекты авторского права. Так что при публикации дизайна в СМИ выложенные материалы отмечаются «с» в круге, т.е. значком «копирайт», указывается фамилия создателя и год. Это позволит доказать свое право на проект при необходимости, к примеру, если кто-то укажет данные материалы в своем портфолио. Сразу стоит уточнить – все это актуально, если проект не продан.

Если работа была выполнена под заказ и оплачена согласно договоренности, то ситуация регулируется ст. 33 «Авторский договор заказа». Авторское право переходит к оплатившему работу заказчику, а разработчик не может без разрешения владельца дизайнерского проекта размещать в своем портфолио или как-то иначе использовать материалы в публикациях в СМИ. Конституция РФ охраняет неприкосновенность частной жизни и жилища каждого субъекта, так что без его согласия опубликовать информацию о подробностях обстановки или прочих нюансах дизайна запрещено.

Авторское право

 

Уточнения в соглашении

Соответствующее согласие на публикацию материалов и дизайна можно вписать отдельным пунктом в договор о разработке дизайн-проекта. Но на такое чаще соглашаются публичные люди – артисты, работники телевидения и прочие медийные персоны. Фото интерьера квартиры или дома такой персоны - значимый элемент PR. В таких случаях в соглашение можно включить соответствующие строки. При этом позже заказчик может отказаться от разрешения публиковать финальные фотографии. Тогда разработчик может использовать чертежи и прочие промежуточные результаты проекта для ознакомления потенциальных заказчиков со своими возможностями. Но передавать третьим лицам или размещать в своем портфолио эти материалы все равно незаконно - помимо проблем с законом дизайнер может потерять репутацию.

Интеллектуальная собственность фирмы

Если дизайнер в соответствии со своими служебными обязанностями работает в бюро, то авторские права на разработанный дизайн-проект принадлежат разработчику, правда, разместить работу в своем портфолио нельзя. Все права принадлежат работодателю по договору, в котором определяется величина авторского вознаграждения. При размещении элементов дизайн-проекта необходимо указывать его владельца, то есть работодателя. Такие отношения сторон обусловлены ст. 14 «Закона об авторских и смежных правах».

Плагиат

 

Плагиат

Плагиат – это нарушение авторского права, которое подразумевает использование чужого произведения, изобретения или рацпредложения под своим именем. Делать плагиат, а именно так будет квалифицироваться копирование чужого дизайна, незаконно, правда, реальных случаев вынесения судебных решений нет. Сложности возникают при сборе доказательной базы, тем более что даже незначительные изменения проекта не позволяют назвать его плагиатом.

Нередко дизайнер, выполняя пожелания заказчика, становится плагиатором. Так что в таких случаях задача дизайнера состоит в следующем: он должен не точно скопировать проект с журнала, а преобразовать его, реализуя собственный замысел. Точное повторение и незаконно, и неэтично.

Стоит учитывать такие нюансы как распространенные цветовые сочетания или правила построения композиции. При создании дизайн-проекта для ряда типовых квартир дизайнеры будут неизбежно генерировать похожие элементы. Как вариант, интересные идеи коллег могут стать основой для собственного уникального проекта дизайнера. Эти случаи также выходят за рамки плагиата. Если дизайнер обладает фантазией и вдохновением, то его работа не станет повторением чужих идей – это и является основной чертой настоящего профессионала.

Защите авторского права

 

Как защитить авторское право

  • Задокументировать точную дату/период создания дизайн-проекта – в качестве доказательства подойдут нотариально заверенные эскизы дизайна с информацией о разработчике и его подписью.
  • Если автор создал дизайн по служебному заданию, а работа оплачена по трудовому договору, то согласно ст. 95 ГК РФ разработанный дизайн-проект является интеллектуальной собственностью работодателя.
  • Как вариант, достаточным подтверждением даты создания проекта является долговечный носитель, отправленный по любому адресу по почте. Почтовый штамп на запечатанном конверте содержит дату, которая и будет подтверждать период создания интеллектуальной собственности. Легитимным доказательством будет и электронная почта.
  • Регистрация авторского права осуществляется с помощью онлайн-регистрации. Также можно оформить патент – такой документ позволяет защитить интеллектуальную собственность.
  • Доступным вариантом подтверждения даты создания интеллектуальной собственности является фотосессия – полученные кадры должны быть созданными и храниться в RAW-формате. При настройке параметров снимков необходимо указать личные данные, дату – это поможет подтвердить авторство.
  • Выкладывать в СМИ документы необходимо только с водяными знаками/ подписями – это позволит доказать авторство без проблем.
  • Разработчик должен иметь в наличии все исходники от эскизов до итоговых документов. Отсутствие промежуточных материалов существенно усложняет доказательство авторства.
  • Важным фактором являются свидетели, которые на судебном разбирательстве подтвердят, что видели, как автор выполнял проект.

Если интеллектуальная собственность была украдена, и злоумышленник опубликовал составляющие проекта в СМИ, указав свои данные, то начать нужно с просьбы убрать из портфолио данный дизайн. В случае отказа выполнить обоснованное требование можно обращаться в суд. Но перед этим стоит оценивать возможную сумму возмещения в случае подтверждения факта плагиата – иск в Арбитражный суд необходимо подавать на имя владельца сайта.

Можно ограничиться санкциями на портал – за этим стоит обращаться в поисковые системы, предоставляя им доказательства авторских прав на проект или изображение. В этом случае вероятность исчезновения украденного дизайна из сети гораздо выше.